Домой / Нефроптоз / Реактивные состояния - что это? Реактивные состояния (психозы, неврозы).

Реактивные состояния - что это? Реактивные состояния (психозы, неврозы).

Реактивными состояниями называются временные болезненные состояния, возникающие после психической травмы, почему они и называются обычно «психогенными». Для развития болезненных реактивных (как реакция на переживание) состояний необходимо, кроме неожиданности, длительности и тяжести травмы, наличие и других факторов. Так, например, имеют значение особенности индивидуума, который переживает психическую травму. Другими словами, имеет значение тип нервной системы, у слабого типа, неустойчивого, неуравновешенного легче возникают нарушения психической деятельности. Несомненно, что имеет значение и состояние больного в момент переживания. Так, в период инволюции (климакса) или после тяжелого соматического заболевания, при истощенной нервной системе реактивные состояния возникают чаше.

Клинические формы реактивных состояний следующие:

б) Реактивные параноиды характеризуются развитием бреда преследования; больные уверены, что за ними следят, им кажется, что их хотят убить, что все в окружающей обстановке подготовлено к убийству. При этом отличительной особенностью бредовой настроенности больного в отличие от бреда преследования при шизофрении является то, что содержание бредовых переживаний у реактивного больного ограничивается той психической травмой, которая оказалась причиной подобного состояния. Так, если болезненное состояние развилось после конфликта на работе, то, по мнению больного, преследуют его и хотят ему причинить неприятности только лица, участвовавшие в этом конфликте.

в) Реактивный ступор - состояние оцепенения с полной неподвижностью и молчанием. Такое состояние чаще всего развивается после внезапных катастроф, например, землетрясения, пожара.

г) Примитивные реакции встречаются в виде псевдодеменции или в форме пуэрилизма. При псевдодеменции больной дает на простые вопросы и задачи нелепые ответы. Так, например, на вопрос, сколько на руке пальцев, больной отвечает - три; сколько будет два плюс два, отвечает - пять и так далее. При состоянии, которое называется пуэрилизмом (puerilis по-латыни - детский), взрослые больные ведут себя, как дети: по-детски лепечут, смеются; например, женщина 40 лет на вопрос, как ее зовут и сколько ей лет, отвечает: «Жаночка, мне 3 года».

Что касается патофизиологических механизмов при реактивных состояниях, то исследования в лаборатории и клинике, проведенные А. Г. Ивановым-Смоленским, установили, что при реактивной депрессии явственно выступают явления охранительного торможения.

Реактивные состояния - временные обратимые расстройства психической деятельности, возникающие как реакция в ответ на воздействие психической травмы,

Они составляют две основные подгруппы – неврозы и реактивные психозы.

Неврозы сопровождаются нарушением общего самочувствия и вегетативной дисфункцией, эмоциональной неустойчивостью, повышенной психической истощаемостью при достаточно сохранной оценке окружающего и осознания факта своего болезненного состояния.

Неврозы – очень редко могут приводить к антисоциальным действиям

Реактивные психозы : острые, подострые и затяжные

Острые шоковые реактивные психозы возникают под влиянием внезапной очень сильной психогенной травмы, представляющей угрозу существованию, чаще всего при массовых катастрофах (землетрясение, авария, наводнение и др.), при тяжелом потрясении, связанном с неожиданным, непрогнозировавшимся известием, арестом и т.п. Длятся от нескольких минут до нескольких суток.

Острые шоковые реакции проявляются в двух формах:

Гипокинетической: проявляется внезапно наступающим состоянием оцепенения, полной обездвиженностью, нарушением восприятия внешних раздражителей и отсутствием речи. Состояние сопровождается вегетативными нарушениями и глубоким помрачением сознания по типу сноподобной оглушенности с последующей амнезией;

Гиперкинетической. Характеризуется внезапно наступающим хаотическим беспорядочным метанием, бессмысленным бегством, нередко в направлении опасности. Больные куда-то стремятся, их движения бесцельны, недифференцированы и нецелесообразны. Мимика отражает устрашающие переживания, высказывания бессвязны, отрывочны. Иногда при этом преобладает острая речевая спутанность в виде бессвязного речевого потока.

Подострые реактивные психозы развиваются более медленно и постепенно. После воздействия психогенной травмы проходит определенный период переработки травматизирующего переживания. В одних случаях подострые реактивные психозы имеют вначале острую стадию, которая затем переходит в подострую, в других – подострым реактивным психозам предшествует невротическая стадия. Длительность подострых реактивных психозов – от двух-трех недель до двух-трех месяцев.

К таким психозам относятся психогенная депрессия, психогенный параноид, истерические психозы.

Психогенными депрессиями называются такие психогенные реакции, в клинической картине которых особое место занимает депрессивный синдром, проявляющийся в тоске и общей психомоторной заторможенности.

Психогенный параноид - на первый план на фоне депрессивных явлений выступает бред отношения, особого значения и преследования.

Истерические психозы. Отмечаются нестойкие изменчивые бредоподобные идеи величия, богатства.



Затяжной реактивный психоз определяется длительностью течения (шесть месяцев, год и до пяти лет), динамикой заболевания.

На затяжном этапе ведущую роль играет тоскливая депрессия с элементами тревоги. Постепенное углубление депрессии сопровождается нарастающей психомоторной заторможенностью. К отмечавшимся в под остром периоде бредовым идеям отношения, особого значения и преследования присоединяются бредовые идеи самообвинения, патологическое бредовое толкование окружающего.

У лиц, перенесших затяжной психоз, при возобновлении травматизирующей ситуации возможны рецидивы клиническая картина которых воспроизводит симптоматику первоначального реактивного психоза.

При установлении реактивных состояний в момент совершения общественно опасного деяния лицо признается невменяемым.

Вывод по пятому вопросу:

Временные психические расстройства заканчиваются полным выздоровлением. Эту группу заболеваний составляют исключительные и реактивные состояния. Исключительные состояния включают в себя: патологическое опьянение, патологический аффект, просоночное состояние, реакция короткого замыкания. Реактивные состояния - составляют две основные подгруппы – неврозы и реактивные психозы. Последние делятся на : острые, подострые и затяжные. Исключительные состояния, как правило, имеют место при совершении деликта. Лица, находившиеся в данном состоянии признаются невменяемыми. Реактивные состояния, как правило, возникают у лиц, признанных вменяемыми и заключенных под стражу. Данные лица признаются процессуально недееспособными. По выздоровлении следствие возобновляется и они вновь заключаются под стражу.

К реактивным состояниям относятся реактивные психозы и неврозы, а также заболевания, возникающие непосредственно после психических травм, к которым относятся аффекты страха и гнева, чувство обиды и оскорбления, и другие виды отрицательно окрашенных эмоциональных переживаний. Для детского возраста травмирующими моментами могут быть помещение ребенка в детский сад или интернат, изменение привычного образа жизни, уход отца из семьи, смерть близких, все, что вызывает перенапряжение функциональных систем.

Переживание является одной из непременных и постоянных сторон психической деятельности человека. Следовательно, когда речь идет о патогенной роли тех или иных эмоций, необходимо всегда учитывать сложившуюся ситуацию, реакцией на которую эти эмоции являются, а также общее состояние человека, предшествовавшее психотравме, т. е. преморбидное («морбус» – болезнь) состояния человека.

Для понимания механизмов реактивного состояния необходимо учитывать некоторые разделы из учения И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. И.П. Павлов и А.А. Ухтомский указывали, что на человека постоянно падает большое количество раздражителей различной силы из внутренних органов и внешней среды, обуславливающих психическое напряжение, мобилизацию всех аппаратов психической деятельности в состоянии боевой готовности, т. е. к наиболее оптимальному уровню работоспособности. Таковы условия восприятия раздражителей в нормальных условиях.

Для возникновения реактивного состояния необходимо два условия:

Ослабление деятельности коры головного мозга, происходящие под влиянием различных заболеваний: инфекции, интоксикации, травмы черепа, недосыпания, физического истощения, возрастного фактора;

Сверхсильный раздражитель для данного человека.

В этих условиях, раздражитель, дошедший до коры головного мозга, не задерживается в одной точке, а растекается по коре. Возникает разлитое возбуждение, которое не может быть сдержано ослабленным тормозным процессом, происходит сшибка нервных процессов. Возбуждение охватывает всю кору и достигает подкорки, концентрируясь там. На месте возбуждения в коре формируется разлитое охранительное торможение. В зависимости от силы раздражителя и типа нервной деятельности развиваются различные психогении: реактивные психозы и неврозы.

Однако, как отмечает Г.Е. Сухарева, деление реактивных состояний на психозы и неврозы очень условно, так как граница между ними нередко стертая, не резко выраженная. Наблюдаются случаи, когда заболевание начинается с невротических реакций и переходит в психотические. Отсюда и возникновение такого обобщенного термина, как «психоневроз» (С.С. Ляпидевский), для обозначения подобных состояний, патофизиологический механизм которых также является общим (перенапряжение нейродинамических процессов в мозге, нарушение взаимодействия между основными процессами возбуждения и торможения).

Реактивные психозы

Реактивные состояния в детском и подростковом возрасте. Реактивные состояния могут наблюдаться как в детском, так и подростковом возрасте. Ряд авторов (Ю.С. Шевченко, Г.И. Бобылева, Е.И. Морозова, 1989) наблюдали реактивные состояния у детей в возрасте от 1 года до 5 лет, посещавших специализированные круглосуточные ясли для детей с пограничной нервно‑психической патологией. Отрыв от привычной домашней обстановки и родителей был для детей сверхсильным раздражителем, на который они давали тяжелую реакцию в виде реактивной депрессии, протекавшей длительное время.

Реактивная депрессия развивалась в связи с затрудненной адаптацией к детскому учреждению, которое дети продолжали посещать весь период динамического изучения. Дети не были подготовлены к длительному отрыву от семьи. Авторы условно выделили пять этапов динамики затяжной реактивной депрессии у детей раннего возраста.

Первый этап – этап острых аффективно‑шоковых реакций характеризовался сопротивлением ребенка пребыванию в новых условиях в отрыве от родителей. Это состояние проявлялось в форме психомоторного возбуждения с выраженным вегетативным компонентом (покраснением лица, учащенным сердцебиением, повышением температуры тела), бурной реакцией протеста, криком, слезами. Дети долго не могли успокоиться, звали мать, стояли у окна или у двери, отказывались от еды, прогулок, дневного сна, не выполняли инструкции воспитателя. В процессе наблюдений выявлялся отказ от речевого общения, контакта с другими детьми. При появлении родителей дети давали агрессивную реакцию: били и ругали родителей, не слушали их.

Второй этап – этап подострой реактивной депрессии характеризовался подчиняемостью ребенка, подавленностью новыми условиями жизни. Ведущими психопатологическими симптомами являлись тоскливо‑апатический аффект и регрессивное поведение (возвращение к поведенческим реакциям более раннего возраста). Обращало на себя внимание грустное или отрешенное выражение лица, заторможенность и бедность движений, пассивность и безучастность при выполнении заданий, отказ от игровой деятельности и экспрессивных проявлений недовольства свидетельствовало о наличии тяжелого депрессивного состояния. К соматовегетативным проявлениям психогенной депрессии относились снижение реакции на дискомфорт, голод, мокрую одежду, дневной энурез, падение веса и снижение аппетита, ослабление сопротивления вирусным инфекциям и другим соматогенным вредностям.

Третий этап – этап затяжного полиморфного депрессивно‑невротического состояния характеризовался невротическими и поведенческими расстройствами. Протяженность этого этапа от нескольких месяцев до 1 года и более. На этом этапе депрессивные симптомы сглаживались: общая подавленность сменялась адекватной эмоциональной заинтересованностью музыкальными занятиями, во время индивидуальной игры со взрослыми. Свободная игра осуществлялась в одиночестве и, как правило, нестойкая, кратковременная. В то же время любое изменение окружающей обстановки, повышение тона при обращении к ребенку вызывало у него тревожно‑паническую реакцию: дети уходили в сторону, садились на стул и долго раскачивались, тряся ногами или руками, перебирая пальцами.

Невротические реакции нарастали и характеризовались полиморфизмом. Обращал на себя внимание феномен тождества, придающий поведению ребенка ритуальный характер. Дети стремились сохранить неизменность маршрута из дома в ясли, не хотели расстаться с любимой игрушкой.

К патологически привычным действиям и системным нарушениям (энурез, энкопрез, мутизм) присоединялись страхи темноты, одиночества, машин, сказочных персонажей. Полиморфизм клинических проявлений этого этапа расширялся за счет присоединения тормозных черт характера, выражавшихся в нарастании боязливости, тревожности, ранимости, пассивной подчиняемости и задержки психоречевого развития.

Четвертый этап – этап обратного развития болезни, компенсация состояния. Клинически характеризовался постепенным (в течение многих месяцев, иногда до окончания ясельного периода) процессом выхода из болезненного состояния, что выражалось в ослаблении аффективных и невротических расстройств и выравнивания темпа психического развития.

Пониженный уровень настроения постепенно сменялся более адекватным окружающей обстановке: дети активно начинали играть с игрушками, смеялись, появлялась избирательная привязанность к детям и взрослым, поведение становилось более адекватным. Несмотря на улучшение общего состояния у детей сохранялись невротические элементы: тревожность, тормозимость, соматовегетативные симптомы.

Пятый этап – этап постреактивного состояния, характеризующий исход психогении. Наблюдение за детьми в течение длительного времени после окончания реактивного периода показало два варианта исхода:

Выздоровление с остаточными симптомами;

Постреактивное формирование личности.

Для первого варианта характерно достаточно полное завершение периода реактивного состояния. Сохранившиеся некоторые невротические и соматовегетативные нарушения обусловлены основным неврологическим расстройством (речевые и моторные), по поводу которого ребенок находился в специализированных яслях.

Для второго варианта характерно сохранение невротических расстройств: страхи, ритуалы, патологически привычные действия, остаточные проявления мутизма, склонность к застыванию в эмоциональных ситуациях, нарушение сна, аппетита, вегетативная лабильность. Но даже при отсутствии указанных нарушений такие черты характера, как тормозимость, робость, боязливость, тревожность, стеснительность, обидчивость, плаксивость, в значительной степени затрудняли социальную адаптацию, что проявлялось при переходе в дошкольное или школьное учреждение. Невротические реакции отражали психомоторный уровень нервно‑психического реагирования (тики, элективный мутизм, навязчивые движения). Эти наблюдения указывали на постреактивное формирование личности.

Приведенные данные показали, что дети с различной органической неврологической симптоматикой по‑разному реагируют на помещение в специализированные учреждения, нуждаются в постоянном наблюдении, внимании, подготовленности к пребыванию в закрытом учреждении. Подобные реакции могут наблюдаться у различных детей младшего и среднего возраста при направлении в интернат или больницу. В этих случаях большая роль в помощи детям принадлежит воспитателю и педагогу‑дефектологу.

Реактивные состояния в условиях чрезвычайных ситуаций. Военные конфликты, террористические акты, катастрофы, стихийные бедствия – чрезвычайные ситуации, влияющие на психику взрослых и детей, вовлеченных в них. Острые реактивные состояния по срокам возникновения и течения подразделяются на несколько групп:

Острые аффективные реакции, возникающие сразу после психотравмы со сроком течения 1–2 часа; помощь пострадавшим оказывается на месте, и больные не госпитализируются;

Кратковременные острые реактивные состояния, возникающие сразу после психотравмы, со сроком течения от нескольких часов до 5–7 суток; больные могут быть помещены в больницы общесоматического профиля, где они должны получить психотерапевтическую и медицинскую помощь;

Острые реактивные состояния средней тяжести со сроками течения до 15–20 суток (пострадавших направляют в дневные стационары психоневрологической или психиатрической больницы);

Психотические и затяжные формы реактивных состояний со сроками течения свыше 2–3 недель (нуждаются в специализированной медицинской помощи и лечения в психиатрической клинике).

Дети дают более затяжные формы реактивных состояний и с большим трудом выходят из них. Требуется длительная психотерапевтическая и психологическая работа специалистов, чтобы вывести детей из реактивных состояний.

Реактивные психозы у взрослых. Тяжелые психотравмы (смерть близких, пожар, землетрясение и т. д.) могут приводить к психогенным (реактивным) психозам. Чаще они развиваются у людей, ослабленных инфекционными или соматическими заболеваниями, у психопатов или акцентуированных личностей, после перенесенной черепно‑мозговой травмы или длительной бессонницы. Реактивные психозы можно разделить на три группы: острые, подострые и затяжные.

Острые психогенные психозы (аффективно‑шоковые реакции ). В опасных для жизни обстоятельствах у человека может внезапно развиться сумеречное расстройство сознания с двигательным ступором («реакция мнимой смерти») либо с хаотичной, неупорядоченной и неадекватной деятельной активностью («реакция двигательной бури»). Такие состояния обычно продолжаются от нескольких минут до нескольких часов.

Подострые психогенные психозы (реактивно‑истерические ). В различных психотравмирующих ситуациях, особенно при затяжном, томительном ожидании (например, вынесение приговора суда), на фоне сумеречного состояния сознания у больного могут появиться следующие психопатологические расстройства:

Острая речевая спутанность – бессвязность речи и мышления больного с невозможностью установления с ним продуктивного контакта;

Пуэрилизм – детское поведение, когда речь, мимика, поступки больного напоминают утрированные формы поведения ребенка раннего возраста;

Синдром псевдодеменции – больной внезапно начинает вести себя как слабоумный человек, давая неправильные ответы на простейшие вопросы;

Синдром архаической психики – больной ведет себя как дикое животное: речью не пользуется, бегает на четвереньках, лает, воет, кусает окружающих, хватает ртом пищу с пола и т. д. Продолжительность таких психотических состояний от нескольких дней до 2–3 недель.

Затяжные психогенные психозы продолжаются 2–3 месяца и более. Они бывают двух видов: реактивная депрессия и реактивный параноид.

Реактивная депрессия значительно глубже невротической депрессии. Больные перестают заботиться о себе, не следят за своим внешним видом, не выходят на улицу, не едят, не адекватно обвиняют себя и других в происшедшем несчастном случае и не считают себя больными. Они пытаются реализовать свои суицидальные замыслы, считая положение безнадежным. Соматовегетативные компоненты депрессии выражены резко.

Реактивный параноид. У больных формируются бредовые идеи, своей фабулой связанные с психотравмирующими обстоятельствами. Иногда искаженная бредовая логика звучит настолько убедительно для родственников, что они тоже начинают разделять и поддерживать ложные умозаключения больного (так называемые индуцированные психозы). В силу бредовых идей такие люди опасны для себя и для других, поэтому нуждаются в госпитализации.

В случаях реактивного психоза у взрослых наблюдаются расстройства психической деятельности, характеризующиеся галлюцинациями и бредом. В специальной литературе приводится выписка из истории болезни одной женщины, которая приехала после длительного перерыва в больницу проведать своего ребенка и узнала, что ребенок умер и похоронен. О родителях в больнице не было достаточно сведений. Получив известие о смерти ребенка, у матери развилось острое реактивное психотическое состояние, она все время говорила, что «ребенка закопали живым так, как она слышит его голос из земли, ребенок ее зовет». Мать требовала эксгумации и не могла успокоиться. Наличие в этом случае галлюцинаций и бредовых высказываний дает основание предполагать реактивный психоз. Таким образом, реактивный психоз является следствием психогенной травмы и проявляется бредом и галлюцинациями.

Психогенные психозы обычно носят обратимый характер и заканчиваются выздоровлением. Однако, когда ситуация складывается неблагоприятно и в течение длительного времени возникают дополнительные психотравмы сходного сюжета, то, несмотря на прекращение психоза, у больных формируется патологическое развитие личности (особенно часто – паранойяльное развитие).

Неврозы

Неврозы – это психогенно обусловленные функциональные расстройства нервной системы, при которых, в отличие от реактивных психозов, сохраняется критическое отношение к болезни и не утрачивается способность руководить своим поведением. Это определение, предложенное В.В. Ковалевым (1979), подчеркивает сущность неврозов: обратимость симптоматики, динамичность клинической картины, отсутствие органических симптомов поражения.

Учение о неврозах имеет свою историю. В медицине XVII–XVIII вв. были известны органические поражения нервной системы (травмы, опухоли, кровоизлияния) и психические заболевания (расстройства сознания, бред, галлюцинации). Все, что при предъявлении жалоб больными не укладывалось в картину органических и психических расстройств, получило название «пограничные состояния», а в дальнейшем – «неврозы».

Термин «неврозы» ввел в 1776 г. шотландский врач У. Келлен, обозначавший им расстройства движений и ощущений, которые не сопровождаются лихорадкой и не зависят от поражения какого‑либо определенного органа, и обусловлены общим страданием. Из формулировки Келлена возникло и упрочилось представление о неврозах, как о пограничных состояниях между неврологическими и психическими заболеваниями, т. е. расстройствах нервной системы без выраженных симптомов. Это положение допускало в группу неврозов различные, не резко выраженные формы неврологических и психических расстройств с невыясненной этиологией. Не ясны были не только клинические проявления неврозов, но и их этиология и патогенез. По мере уточнения диагностики многие симптомы, входившие в понятие «неврозов», соединились со своим основным заболеванием. Остался термин «неврозы» без определенной клинической картины. Только благодаря работам И.П. Павлова и его школы можно было доказать этиологию, патогенез и проявления данного заболевания. Термином «неврозы» были объединены три заболевания: «неврастения», «невроз навязчивых состояний» и «истерия», которые ранее считались самостоятельными, имели свою историю изучения и клиническую картину заболевания. Объединить их в одну клиническую форму помогли работы И.П. Павлова, который экспериментальным путем доказал, что срыв высшей нервной деятельности может быть обусловлен перенапряжением:

Возбудительного процесса;

Тормозного процесса;

Подвижности нервных процессов.

М.К. Петрова, ученица и коллега И.П. Павлова, на экспериментальном материале показала, что невроз ограничивается не только нарушением функции ВНД, но и отражается на всех органах и тканях организма. К.М. Быков (1947) в работе «Кора и внутренние органы» доказал огромную роль коры головного мозга в регуляции деятельности внутренних органов и возможные изменения в них при нарушении функции мозга.

Клинические проявления невроза были описаны американским врачом Д. Бирдом (1860) под названием «Болезни большого города». Он обратил внимание на то, что рабочие, работавшие на данном производстве, часто жаловались на сонливость, утомляемость, головные боли, боли в области сердца, желудка, неприятные ощущения во внутренних органах, беспокойный сон и устрашающие сны. Опросив больных, Бирд выяснил, что многие рабочие живут далеко от производства и в тяжелых условиях, ночью спят тревожно, боясь опоздать на работу, плохо питаются, волнуются в связи с возможной потерей работы. На производстве монотонный труд и труд у конвейера, требующий быстрого темпа деятельности, что приводило к напряжению и утомлению, а с ними и сонливости. Обследуя больных, Бирд не находил какого‑либо заболевания со стороны внутренних органов, и связывал высказываемые жалобы с постоянными волнениями и напряжением нервной системы. Он давал соответствующие рекомендации: медикаментозные и психотерапевтические. В последующем симптомы, описанные Бирдом, вошли в клинику «неврастения».

В Европе проблемами невроза занимался 3. Фрейд (1895), который разрабатывал теорию психоанализа. По теории 3. Фрейда возникновение невроза обусловлено неудовлетворением влечения и инстинктов в детском возрасте. 3. Фрейд отрицал значение внешних факторов для возникновения неврозов, центр тяжести переносил на «сферу подсознательного», в бесконтрольное царство примитивных инстинктов и влечений. По мнению 3. Фрейда, большинство людей, страдающих неврозами, рождаются больными, а не становятся ими. Последователем 3. Фрейда в Германии был А. Кречмер, являвшийся представителем конституционально генетической теории в психиатрии, также отрицал патогенетическое значение внешних вредностей, считал, что все расстройства нервно‑психической сферы обусловлены врожденными механизмами.

Во Франции во второй половине XIX в. большое значение в понимании клиники неврозов сыграли работы Ж. Шарко и П. Жане, разрабатывавшие методы лечебного воздействия при неврозе навязчивых состояний и истерии.

В отечественной литературе теория 3. Фрейда, А. Кречмера и их последователей не получила достаточного распространения. Базируясь на работах И.П. Павлова и его школы, проблема неврозов рассматривалась как срыв высшей нервной деятельности вследствие воздействия социальных факторов на подготовленную биологическую почву.

В 1974 г. канадский эндокринолог Г. Селье выдвинул теорию стресса – эмоционального перенапряжения, лежащего в основе возникновения неврозов. По мнению Г. Селье, эмоциональное перенапряжение обусловлено нарастающим темпом жизни, урбанизацией (городская жизнь), информационными перегрузками, адинамией, которая является одной из ведущих причин все возрастающих невротических и сердечно‑сосудистых заболеваний современного человека.

Для понимания механизма неврозов большое значение сыграли работы П.К. Анохина, «о функциональных системах». П.К. Анохин – физиолог, ученик и последователь работ И.П. Павлова, считал, что функциональные системы представляют собой динамические, саморегулирующиеся организации, все составные компоненты которых взаимодействуют с целью достижения полезных для организма приспособительных реакций. В отличие от теории стресса Г. Селье, согласно которой стресс любого происхождения вызывается внешним стимулом, специальным стрессором, теория функциональных систем П.К. Анохина доказывает, что эмоциональный стресс развивается лишь в тех случаях, когда та или иная доминирующая поведенческая функциональная система не может обеспечить жизненно важного для организма приспособительного результата.

Согласно теории П.К. Анохина, эмоции как субъект переживания, возникли в ходе эволюции как средство быстрой оценки возникающих у животных потребностей, их удовлетворения, а также оценки биологического значения действия внешних факторов. В эволюционном плане эти механизмы оказались очень важными в деле адаптации (приспособления ). У человека эмоции играют определенную роль в оценке не только биологических, но и социальных потребностей, а также их удовлетворения. Даже биологические потребности человека приобрели социально‑эмоциональную окраску.

Клиническая картина невроза рассматривается как психогенное (конфликтное) нервно‑психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических (бреда и галлюцинаций) явлений. Различают три формы неврозов: неврастению, невроз навязчивых состояний, истерию.

Неврастения

Термин «неврастения» подчеркивает быструю истощаемость, ослабление нервной деятельности, слезливость, головные боли. Эти состояния наблюдаются у лиц с уравновешенными сигнальными системами вследствие перенапряжения основных нервных процессов. Отмечается преобладание возбудительного процесса над тормозным. Клинические проявления характеризуются повышенной возбудимостью, раздражительностью, несдержанностью, слезливостью.

Предрасполагающие причины: инфекции, интоксикации, чрезмерное физическое и умственное перенапряжение, недостаточное питание, хроническое недосыпание, эндокринные расстройства.

Вызывающие причины: конфликтная ситуация на работе, в семье, в школе, в детском коллективе, различные переживания, потери близких и другие. Вызывающие причины могут быть одноразовые, сильные или не сильные, но многократно повторяющиеся, оказывающие влияние на человека.

Родители часто «воспитывают» ребенка, собираясь вместе за обеденным столом или за ужином. Причинами «воспитательных» моментов являются неудовлетворительные оценки ученика или записи учителя в дневнике о плохом поведении в школе, жалобы воспитателя на трудности поведения ребенка в детском саду. Как реакция на постоянные замечания и обидные разговоры родителей у ребенка появляется икота, рвота, отказ от еды, боли в животе, ощущение удушья и другие симптомы проявления невротической реакции.

Невроз навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний развивается у людей с тревожно‑мнительными чертами характера. Развитию этой формы невроза способствуют переутомление, инфекции, интоксикации, постоянные волнения и переживания. Навязчивые состояния могут быть и у здорового человека, но они не подчиняют себе его поведение, они кратковременны и легко преодолимы.

Навязчивые состояния, свойственные неврозу, несмотря на понимание бессмысленности и необоснованности насильственно входит в процесс мышления, подчиняет себе и меняет поведение, приводит к нарушению трудоспособности. Навязчивые состояния характеризуются аффективной насыщенностью и проявляются в виде навязчивых страхов (фобии), навязчивых воспоминаний, навязчивых мыслей. У больных постепенно появляются ритуалы – навязчивые действия, носящие защитный характер, как бы предохраняющий человека от грозящей ему опасности или облегчающее ему речевое высказывание (например, заикающиеся).

Динамика клинических проявлений разнообразна. В хронических случаях болезнь протекает длительно. Появляются навязчивые сомнения, нерешительность, склонность к умственной жвачке, навязчивым воспоминаниям имен, дат, событий, образный их характер сменяется отвлеченным. Большое значение имеет возрастной аспект. Школьник по дороге в школу навязчиво вспоминает, взял ли он с собой нужные тетради или книги; во время урока в школе все время думает, вызовут ли его или нет, сможет ли правильно ответить урок, не покраснеет ли, не будут ли над ним смеяться и т. д., что составляет характерную основу «умственной жвачки». Встречаются навязчивые страхи высоты, открытых площадей, закрытого пространства, одиночества и т. п. Все эти переживания делают школьника нерешительным, дают основание ощущать себя неполноценным. Несмотря на то, что подросток понимает необоснованность своих мыслей, относится к ним критически, но справиться со своим состоянием не может. Навязчивость может перейти в сверхценную идею.

Необходимо отметить, что вегетативные и аффективные компоненты невроза навязчивых состояний со временем ослабляются. Постепенно склонность к «умственной жвачке», тревожность и мнительность становятся чертами характера и начинают определять невротическое развитие личности. В этих случаях широко используется лечебная и психолого‑педагогическая помощь: внушение, психотерапия, аутогенная тренировка.

Истерия

Истерия – это одно из наиболее древних заболеваний, нашедших свое отражение в литературе. Еще в Древней Греции врач Платон описал заболевание, наблюдавшееся только у женщин. Он связывал данное заболевание с нарушением функции внутренних органов, в частности миграцией или возбуждением матки, что и явилось определяющим термином («гистера» – матка). В XVII в. появились работы, указывающие на возможность истерических расстройств и у мужчин. Но только в XIX в. прочно сформировался взгляд на истерию как болезнь нервной системы, развивающуюся под влиянием психической травмы (Ж. Шарко, Я. Бабинский, П. Жане).

За период изучения истерии создавались различные теории ее происхождения. Одни авторы объясняли симптомы нарушения повышенной аффективностью, внушаемостью, инфантильными чертами личности. Другие (А. Кречмер и его последователи) считали, что истерические приступы представляют собой результат высвобождения филогенетически более древних механизмов, причем утрачивается тормозящее влияние более поздних уровней психики. По 3. Фрейду, истерия возникает как результат подавления больным напряженности аффекта и символически заменяет собой действие, которое из‑за подавленности аффекта не реализуется в поведении.

И.П. Павлов обосновал и ввел свою концепцию в теорию изучения истерии. Он считал, что в основе возникновения истерии лежат два основных момента:

Слабость второй сигнальной системы и превалирующей оказывается первая сигнальная система (поэтому истерия чаще возникает у людей художественного типа);

Относительная слабость коры головного мозга, обусловливающая внешнюю тормозимость соответствующих индивидуумов.

В отношении «соматических» компонентов, встречающихся у больных по истерии, большое значение играет механизм внушения и самовнушения. И.П. Павлов писал, что остающиеся симптомы страха и временная безопасность жизни благодаря этим компонентам, совпадают во времени и должны будут по закону условных рефлексов ассоциироваться, связываться. Отсюда ощущение различных «соматических» симптомов и представление о них получают положительную эмоциональную окраску и, естественно, повторно воспроизводятся.

Клинические проявления при истерии разнообразны и изменчивы. Г.К. Ушаков (1973) приводит несколько примеров из литературных источников, в которых указывается, что истерия – это «протей», который принимает на себя бесконечное множество различных видов, что это – «хамелеон», который беспрестанно меняет свои цвета. Ж. Шарко писал, что при истерии симптомы проявления могут напоминать любое заболевание и называл ее «великой симулянткой». Это понимание истерии, как симуляции болезни, длительное время существовало в клинике, и только работы И.П. Павлова доказали, что истерия – это своеобразное функциональное заболевание нервной системы и является следствием психотравмы.

В клинической картине истерии выделяют несколько состояний: истерические вегетативные и сенсомоторные расстройства; истерический припадок; истерическое изменение личности. При всем многообразии проявлений они отличаются психогенным происхождением, наличием элемента условной приятности и желательности, а также соответствием возникшего симптома представлениям о болезни (элемент самовнушения).

К вегетативным расстройствам относятся: спазмы в горле и потеря голоса при волнении (истерический ком), спазмы в желудке, отрыжка, тошнота и рвота, икота, сердцебиение, чувство жара, отеки и гиперемия, покашливание, затруднение дыхания (стеснение в груди) – все симптомы, возникающие в определенных психотравмирующих ситуациях.

К сенсомоторным расстройствам относятся: чувство онемения и покалывания в руках, истерические гипостезии или анестезии (снижение или потеря чувствительности), слепота, сужение полей зрения, глухота, параличи, контрактуры, мутизм и сурдомутизм, афония, астазия, абазия (невозможность ходить при отсутствии параличей). В отличие от органических параличей и парезов истерические параличи не соответствуют локализации поражения в нервной системе, их симптоматике, но отражают представление больного. При истерии больные жалуются на потерю чувствительности в руках по типу «перчаток» и на ногах по типу «носок», что не соответствует выпадению чувствительности при поражении определенного нерва.

Истерический приступ всегда обусловлен психогенной конфликтной обстановкой (отказ в получении желаемого), происходит сшибка нервных процессов (возбуждения и торможения), в результате которой человек жалуется на боли в области сердца, со словами «мне плохо, умираю» присаживается или падает, сознание сужено или отсутствует. Такое состояние сопровождается бурными двигательными реакциями, рыданиями, мимика и движения соответствуют переживаниям. В клинической и педагогической практике нередко приходится дифференцировать истерический и эпилептический приступ.

Существует дифференциальная диагностика между истерическим и эпилептическим приступом, которую необходимо знать психологам и педагогам для оказания необходимой помощи (табл. 4).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Реактивными состояниями называются временные болезненные состояния, возникающие после психической травмы, почему они и называются обычно «психогенными». Для развития болезненных реактивных (как реакция на переживание) состояний необходимо, кроме неожиданности, длительности и тяжести травмы, наличие и других факторов. Так, например, имеют значение особенности индивидуума, который переживает психическую травму. Другими словами, имеет значение тип нервной системы, у слабого типа, неустойчивого, неуравновешенного легче возникают нарушения психической деятельности. Несомненно, что имеет значение и состояние больного в момент переживания. Так, в период инволюции (климакса) или после тяжелого соматического заболевания, при истощенной нервной системе реактивные состояния возникают чаше.

Клинические формы реактивных состояний следующие:

б) Реактивные параноиды характеризуются развитием бреда преследования; больные уверены, что за ними следят, им кажется, что их хотят убить, что все в окружающей обстановке подготовлено к убийству. При этом отличительной особенностью бредовой настроенности больного в отличие от бреда преследования при шизофрении является то, что содержание бредовых переживаний у реактивного больного ограничивается той психической травмой, которая оказалась причиной подобного состояния. Так, если болезненное состояние развилось после конфликта на работе, то, по мнению больного, преследуют его и хотят ему причинить неприятности только лица, участвовавшие в этом конфликте.

в) Реактивный ступор - состояние оцепенения с полной неподвижностью и молчанием. Такое состояние чаще всего развивается после внезапных катастроф, например, землетрясения, пожара.

г) Примитивные реакции встречаются в виде псевдодеменции или в форме пуэрилизма. При псевдодеменции больной дает на простые вопросы и задачи нелепые ответы. Так, например, на вопрос, сколько на руке пальцев, больной отвечает - три; сколько будет два плюс два, отвечает - пять и так далее. При состоянии, которое называется пуэрилизмом (puerilis полатыни - детский), взрослые больные ведут себя, как дети: подетски лепечут, смеются; например, женщина 40 лет на вопрос, как ее зовут и сколько ей лет, отвечает: «Жаночка, мне 3 года».

Течение

Течение реактивных состояний в большинстве случаев проходит благоприятно и заканчивается выздоровлением, они возникают чаще у лиц, имеющих болезненный склад психической деятельности (психопатия) и у людей с ослабленным здоровьем другими заболеваниями. Реактивные состояния по течению заболевания различаются на формы.

Течение реактивных состояний может быть самое разнообразное: в течение дней, иногда месяцев и даже годов. В психиатрии создано и сейчас существует недостаточно четкое понятие «патологическое развитие личности», которое является как бы переходом от психогенных реакций к стойким нарушениям, которым будет посвящена следующая лекция.

Течение реактивных состояний в большой степени зависит от характера травмы и главное от наличия ее - отпала она или продолжает действовать. Так, реактивное состояние, возникшее в результате тяжелого заболевания ребенка, может быстро измениться, если ребенок поправился, если же реактивное состояние обусловлено смертью ребенка, то реакция будет затяжной. Но в принципе вся группа этих заболеваний прогностически благоприятна, и принципиально каждое из них может, а при соответствующей обстановке и помощи больному и должно окончиться выздоровлением.

Содержание статьи:

Реактивный психоз - это психическое расстройство, которое проявляется вследствие сильной эмоциональной встряски, психотравмирующей ситуации или другого фактора, что выбивает из жизненной колеи. Его проявления могут быть совершенно разными, в зависимости от индивидуальных особенностей личности человека, его характера и темперамента.

Описание и механизм развития реактивного психоза

В ответ на какой-либо важный фактор в жизни, который представляет собой сильное психическое потрясение, может развиваться реактивный психоз. Таким образом, подсознание реагирует на внешние обстоятельства самым острым способом.

Необходимо подчеркнуть, что далеко не у каждого человека развивается подобный ответ. Для одних людей некая ситуация будет фактически потрясением, а для других - всего лишь событием в жизни. Также важную роль играет психологическая реактивность человека, то есть его способность эмоционально реагировать на важные события.

Предрасположены к этому также люди, у которых имеются другие психические заболевания или расстройства. Они более чувствительны к психологическим и поведенческим моментам в своей жизни.

Фактически самым важным компонентом в патогенезе реактивных психозов выступает психическая астенизация. По своей сути это процесс истощения, которое может провоцироваться психогенными и соматогенными факторами. Человеку буквально не хватает ресурсов, чтобы сформировать правильную реакцию на событие в жизни, и поэтому развивается реактивный психоз.

Для развития бредовой симптоматики важное значение имеют обстановка и условия, в которых пребывает человек. На фоне повышенного стресса начинают формироваться некие идеи, которые не имеют под собой конкретного смысла, но очень остро оцениваются человеком. Кроме того, данные бредовые идеи эмоционально насыщенны и носят конкретный аффективный оттенок - злость, горе, страх.

Основные причины реактивного психоза


Причинами возникновения реактивных психозов может быть масса факторов, которые индивидуальны в каждом отдельном случае. Существуют предрасполагающие условия, при которых развитие данного расстройства более вероятно:
  • Психопатическая личность . Характерологические особенности в виде истерических, эмоционально неустойчивых компонентов.
  • Инфекционные заболевания . Перенесенные инфекции, особенно те, которые поражают головной мозг, могут оставлять остаточные изменения в тканях.
  • Травмы . Черепно-мозговые травмы вызывают органические изменения в головном мозге.
  • Интоксикации . Яды, тяжелые металлы могут негативно воздействовать на психику человека.
  • Переутомление . Умственные или физические упражнения истощают возможности организма и нарушают функции головного мозга.
  • Гормональные изменения . В подростковом периоде или при климаксе наблюдаются изменения гормонального фона. При этом отмечаются колебания эмоционального состояния человека.
Конкретным фактором, что вызывает реактивный психоз, может быть любое психологическое потрясение. Чаще всего это потеря, а именно смерть близкого человека, развод или расставание. Также это может арест, пожар, наводнение или другая стихия. После шока человек может перенести реактивный психоз.

Практически все важные события в жизни могут стать предпосылкой к развитию данного расстройства, даже если они не настолько негативны. Например, это может быть предстоящее свадебное торжество, рождение ребенка. Кроме этого, важную роль играют сведения о соматических расстройствах. Момент, когда человек узнает о страшной болезни, инвалидности или другом факторе, может стать отправной точкой для психопатологической реакции.

Следует учитывать также возраст и гендерные признаки. Например, подростки более уязвимы к реактивному психозу, так как чувствительней относятся к событиям в своей жизни. Им свойственны истерические черты и склонность тяжело переживать любую проблему. Сравнительно с мужчинами, у женщин вероятность развития данного психического расстройства гораздо выше. Они по-особенному реагируют на все происходящее и склонны трактовать все по-своему.

Признаки наличия реактивного психоза у человека


Особенностью реактивного психоза является его течение. То есть возникает из-за конкретного события в жизни и проходит бесследно через некоторое время. Для данного расстройства характерно острое начало, которое наступает сразу же после психотравмирующей ситуации. Перед этим конкретных изменений психики не происходит, человек ведет себя абсолютно нормально и не выявляет никаких эмоциональных и поведенческих симптомов.

После разворачивания конкретной клинической картины психоз длится некоторое время. Реактивный психоз - обратимое расстройство, которое полностью редуцируется. Чаще всего это происходит после снижения интенсивности психотравмирующей ситуации, смирения с ней или поиска отвлекающих факторов.

Известный психиатр Карл Ясперс в 1913 году выделил триаду признаков реактивного психоза:

  1. Реактивное состояние человека вызывается исключительно психотравмирующей ситуацией;
  2. Данная ситуация получает свое отражение в клинической симптоматике и её содержании;
  3. Реактивное состояние человека редуцируется, как только исчезает причина.
Конкретная клиническая картина развивается в зависимости от разновидности реактивного психоза. Например, депрессия будет проявляться сниженным настроением, общей апатией, замедленными мышлением и движениями. Для параноидного варианта реактивного психоза будет характерно наличие бредовых идей и даже галлюцинаторной симптоматики.

Разновидности и формы реактивных психозов


Симптоматика реактивного психоза может отличаться у разных людей в силу характерологических особенностей каждого человека. В зависимости от варианта данного расстройства будет изменяться клиническая картина заболевания. Различают гиперкинетическую и гипокинетическую форму реактивных психозов.

Первая из них проявляется психомоторным возбуждением, усилением двигательных реакций и продуктивными симптомами. Человек находится в состоянии гиперактивности и пребывает в постоянном движении.

Гипокинетическая форма проявляется характерным ступором и заторможенностью психоэмоциональных реакций. В некоторых случаях наблюдается оцепенение, которое обусловлено психологическими факторами. Возможно также нарушение речи.

Иногда эти две формы попеременно сменяются, вызывая циклические изменения психики и поведения человека. При этом наблюдается помрачение сознания. На весь период реактивного психоза может развиваться ретроградная амнезия, которая проявляется в частичном или полном виде.

Различают следующую классификацию расстройств зависимо от длительности воздействия психотравмирующего фактора:

  • Острый реактивный психоз . Это крайне острая шоковая реакция на психотравмирующий фактор, которая развивается сразу же после его воздействия. Чаще всего наблюдается при прямой незамедлительной угрозе жизни человека.
  • Подострый реактивный психоз . Данный вид реакции характеризуется не столь незамедлительным началом. У человека остается немного времени, чтобы обдумать произошедшее событие и сформировать готовую реакцию. Проявляется чаще всего в виде параноида, реактивной депрессии или истерического психоза.
  • . Данное состояние формируется при длительном воздействии психотравмирующего фактора. В условиях постоянного хронического стресса человек начинает развивать разнообразные бредовые идеи, переживать депрессивные состояния.
В международной классификации реактивные психозы не вынесены в одну рубрику. Так как клиническая картина может проявляться в различных вариантах, расстройство относят к разным категориям психиатрических болезней:
  1. Реактивная депрессия . Конституциональные свойства личности некоторых людей предрасполагают к развитию депрессивных реакций на различные психотравмирующие ситуации из жизни. Для этого варианта расстройства характерными будут подавленность, ощущение безысходности и безнадежности в ближайшем будущем. Часто проявляется нарушение сна в виде бессонницы. В это время наблюдается наплыв мыслей, которые сосредоточены на произошедших событиях. Все внимание фиксируется на прошлом, человек постоянно вспоминает то, что случилось, и зацикливается на этом. Проблема в том, что реактивная депрессия становится главной идеей и доминирующим чувством на протяжении долгого времени. В отличие от эндогенного процесса, при данном расстройстве не наблюдается суточных колебаний настроения.
  2. Ганзеровский синдром . Реактивный психоз может развиваться в виде истерического сумеречного помрачения сознания. Кроме того, наблюдается потеря ориентации человека в пространстве и времени. Он ведет себя вызывающе, демонстративно. На поставленные вопросы отвечает неверно, даже если они элементарные и простые. Речь характеризуется абсолютной абсурдностью и нелогичностью. Со стороны может казаться, будто человек имитирует симптомы тяжелой психической болезни. Может рассказывать о галлюцинациях и других признаках. Очень часто после окончания конкретного периода истерического сумеречного помрачения сознания наступает частичная или полная амнезия.
  3. Псевдодеменция . Это состояние называют ещё ложным слабоумием. При этом грубо нарушается ориентация во времени и пространстве. Человек дает умышленные неверные ответы на вопросы. Также наблюдаются поведенческие нарушения, то есть присутствует нелогичность, мимика не соответствует ситуации, отмечаются гримасы. Фактически наблюдаются все признаки слабоумия, только они развиваются очень быстро. Речь не связана между собой, артикуляция оживленная. Предложения строятся с нарушением грамматического и смыслового содержания.
  4. Истерический ступор . Представляет собой вид реактивного истерического психоза. Проявляется общей заторможенностью и стопорным состоянием. При этом наблюдается сильное напряжение всех мышц тела. Даже изменить положение бывает совсем не просто. Человек застигает в одной позиции и не поддается внешним влияниям. На лице образуется мимическая маска, которая может вызывать скорбь, горе или другие ощущения страдания. После разрешения сложившийся ситуации наблюдается постепенное исчезновение всех симптомов. При этом могут отмечаться ещё частичные псевдопараличи или дрожь в конечностях.
  5. Параноид . Другое название - реактивный бредовый психоз. Развивается в виде системы бредовых идей, когда человек рассуждает нелогично и делает неверные выводы. Дело в том, что в этом случае меняется мышление человека. Со временем все его идеи и суждения начинают приобретать паралогический оттенок. При этом он не может критически воспринимать собственное поведение.

Особенности лечения реактивных психозов у человека

Для реактивного психоза лечение в обязательном порядке должно проходить под контролем квалифицированного специалиста. При возникновении первых симптомов следует обратиться за помощью к психиатру или психотерапевту. Чем раньше начать лечение, тем быстрее реактивный психоз редуцируется. Для начала необходимо устранить первопричину заболевания, затем приступать к медикаментозному и психотерапевтическому лечению.

Медикаментозное лечение


Фармакологические препараты при реактивном психозе применяются в виде симптоматической терапии. С их помощью устраняют конкретные признаки заболевания, которые индивидуально проявляются у каждого человека.

В основном используют несколько групп препаратов:

  • Нейролептики . Представляют собой мощные антипсихотики, которые могут устранять бредовые идеи, галлюцинаторные переживания. Чаще всего назначают Галоперидол, Трифтазин, Клопиксол.
  • Транквилизаторы . С их помощью устраняют психомоторное возбуждение с двигательными реакциями, которые наблюдаются в гиперкинетическом варианте реактивного психоза. Убирают тревожность и страх, который часто наблюдается в составе клинической картины данного расстройства. Чаще всего используют препараты бензодиазепинового ряда.
  • Антидепрессанты . Эти средства применяют исключительно в случае наличия депрессивных признаков в составе симптомокомплекса реактивного психоза. Их назначение необходимо строго корректировать в связи с биохимическими особенностями взаимодействия с препаратами других групп. Чаще всего используют Амитриптилин, Кломипрамин и Флуоксетин.

Важно! Назначение конкретного психотропного препарата должно проводиться врачом-психиатром. Самолечение может оказать крайне негативное влияние на психическое состояние человека.

Психотерапевтическое лечение


Фактически основным методом терапии реактивного психоза остается психотерапия. В случае отсутствия продуктивной психотической симптоматики при данном расстройстве с помощью нескольких сеансов можно избавиться от последствий реакции на психотравмирующую ситуацию.

Опытный психотерапевт поможет определить конкретные причины из прошлого, на которых фиксируется внимание человека. Сначала изучаются основные факторы, которые поддерживают симптоматику. Именно на них будет направляться конкретная психотерапевтическая помощь.

Специалист поможет выработать правильные защитные реакции против стрессов. Главная задача сеансов - помочь человеку адаптироваться к обычной жизни. Психотерапевт сосредотачивает свою деятельность вокруг излишней концентрации на проблемах и переносит её на более важные и актуальные моменты в жизни пациента.

Профилактика реактивного психоза


Очень важно после завершения реактивного психоза не допустить его рецидив. Если человек вышел из этого состояния, следует предпринять такие меры, которые бы не позволили ему ещё раз заболеть.

Для этого нужно придерживаться некоторых правил:

  1. Микроклимат . Следует избегать стрессов и психотравмирующих ситуаций.
  2. Поддержка . Очень важно ощущать поддержку со стороны близких людей.
  3. Режим . Нужно придерживаться определенного распорядка сна и бодрствования. Следует избегать переутомления и обеспечить полноценный отдых.
  4. Рацион . Обязательным моментом в профилактике реактивного психоза является правильное полноценное питание. Оно должно вмещать все необходимые витамины, полезные вещества, микроэлементы.
Как лечить реактивный психоз - смотрите на видео:


Реактивный психоз - это психическое потрясение, которое при несоответствующем лечении может перетекать в более серьезные расстройства. При появлении малейших признаков данного заболевания следует обратиться за квалифицированной помощью. Для реактивного психоза симптомы заболевания представляют собой серьезные факторы риска для других психических болезней.