Домой / Очистка почек / Профилактика нарушений нервных и психических заболеваний. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств

Профилактика нарушений нервных и психических заболеваний. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств

Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

Маниакально-депрессивный (циркулярный) психоз

Шизофрения

Психические нарушения при острых общих и мозговых инфекциях, интоксикациях и травмах мозга

Неврозы и реактивные психозы

Психопатии

Эпилепсия

Олигофрения (малоумие)

Нервно-психические нарушения, наблюдаемые у детей и подростков, многообразны по картинам, тяжести, течению и исходам.

В происхождении нервно-психических расстройств у детей играют важнейшую роль разнообразные пре- интра- и постнатальные вредности - патология беременности и родового акта, различные инфекционные, токсико-септические и дистрофические состояния ребенка в первые годы жизни, эндокринно-вегетативные и метаболические расстройства, травмы черепа, заболевания внутренних органов и многое другое. С другой стороны, при многих, соматических заболеваниях детского возраста отмечаются одновременно выраженные нарушения нервно-психического состояния ребенка, учет и правильная оценка которых могут оказаться нередко очень важными для суждения о прогнозе заболевания и индивидуализированного лечения его. Под наблюдением детских психоневрологов имеются немалые контингента детей (с различными невротическими состояниями, умеренной отсталостью, многообразными припадками и другими проявлениями), которые поступают и остаются под длительным наблюдением педиатров, обязанных оказать этим детям квалифицированную помощь.

Маниакально-депрессивный, или циркулярный, психоз характеризуется течением в форме приступов или фаз - маниакальных и депрессивных с совершенно светлыми промежутками между ними. У больных не появляется каких-либо признаков деградации психики даже после многих фаз, какой бы тяжести и продолжительности они не были. Маниакальные состояния характеризуются повышенным настроением, высокой самооценкой, двигательным и речевым возбуждением, отвлекаемостью внимания, бурной активностью и др. У части больных при этом наблюдаются гневливость, агрессивность, «скачка идей», спутанность сознания и др. В депрессивных фазах наблюдаются тоска, двигательное и речевое торможение, идеи самоунижения и виновности, суицидные мысли и попытки и др.

У младших детей (до 8-10 лет) это заболевание встречается очень редко, у подростков - заметно чаще. Обе фазы длятся у них в отличие от взрослых, как правило, недолго, но повторяются часто, с короткими промежутками, а иногда почти беспрерывно следуют одна за другой. Картины обеих фаз у детей также нередко атипичны: в депрессивных фазах преобладают иногда тревога, идеи преследования, сноподобные нарушения сознания с фантастическими переживаниями, а в маниакальных - необузданная шаловливость, недисциплинированность при малой продуктивности и др. У некоторых детей и подростков это заболевание протекает в более мягкой форме (в виде циклотимии) и ошибочно расценивается иногда в таких случаях, как проявление невроза, соматической болезни, либо своевольства и распущенности.



В депрессивных фазах важен строгий надзор за больными. Из медикаментозных средств показаны тофранил (75-100 мг в сутки), фтивазид, иногда аминазин, витамины С, B12 и др. В маниакальных состояниях, хуже поддающихся пока лечению, применяют барбитураты, хлоралгидрат, сернокислую магнезию, аминазин и ванны для снижения возбуждения и др.

Психические расстройства (называются также душевными болезнями, психическими заболеваниями) в общем своем значении являются расстроенными состояниями психики, отличными от нормальных. Этот термин имеет более частное понятие в некоторых конкретных областях, например, в юриспруденции, психиатрии, психологии.

Противоположным душевной болезни является психическое здоровье. Этот термин характеризует людей, умеющих без нагрузки своей психики приспосабливаться к жизненным условиям и решать любые возникающие перед ними проблемы.

Виды психических расстройств

Классификаций психических расстройств существует несколько. Все они построены на трех принципах:

  • синдромологическом: в основе используется понятие «единый психоз» как концепция;
  • нозологическом, в котором главными являются этиология, патогенез и схожесть болезней по клинической картине;
  • прагматическом или статистическом.

Основной классификацией расстройств считается предлагаемая ВОЗ в Международном классификаторе болезней десятой редакции. Она является обязательной и в РФ с 1997 г., а типы психических расстройств в документе (имеет сокращенное название МКБ-10) представлены:

  • органическими и соматическими психическими расстройствами;
  • шизофренией, шизотипическими и бредовыми состояниями;
  • невротическими, связанными со стрессом; соматоформными;
  • такими, которые провоцируются психоактивными веществами, принимаемыми человеком;
  • поведенческими синдромами, проявляющимися при физиологических нарушениях и физических факторах;
  • аффективными, отображающими изменения в настроении;
  • расстройствами личности, поведения у людей зрелого возраста;
  • умственной отсталостью;
  • расстройствами психического развития;
  • эмоциональными и поведенческими расстройствами, начало которых детский или подростковый возраст;
  • психическими нарушениями без расшифровки причин.

Другие классификации основаны, например, на причинах душевных болезней. По этому признаку они бывают:

  • экзогенными, вызванными действием внешних факторов; причин много: злоупотребление алкоголем, наркотиками, попадание вовнутрь организма промышленных ядов, токсических веществ, вирусов, микробов; облучение радиацией; травмы психики, связанные с черепом; в этой группе психические заболевания, причина которых в эмоциональных стрессах, в социальных и семейных отношениях;
  • эндогенные – «вина» возникновения – внутренние факторы.

Существует разделение заболеваний по объему и глубине нарушений психики. Здесь формы психического расстройства бывают самые разные. Они бывают «легкими» расстройствами и «очень тяжелыми», способными даже стать угрозой для жизни пациента и окружающих.

Душевные болезни у женщин

Жизнь женщины, что присуще, в общем, и мужчинам, может быть в любой момент нарушена какими-либо душевными болезнями, тревожными психическими расстройствами, нарушениями настроения. Но она изобилует и специфическими возрастными периодами, условия которых значительно повышают риск появления проблем с психикой. Их обнаружение требует от специалиста подробно расспрашивать пациентку, тщательно подходить к обследованию ее ментального статуса.

Во время учебы в школе девочек часто посещают фобии, выражающиеся в навязчивом страхе, обостряющемся, к примеру, на определенных уроках. Со временем, из-за недостатка внимания со стороны, в частности, мальчиков, у них может проявляться синдром гиперактивности, сопровождающийся часто расстройствами в обучении.

У подростков часто происходят нарушения психики, связанные с пищевым поведением. Это:

  • желание есть не при чувстве голода, а лишь при виде пищи;
  • «заедание» чувства беспокойства, тревоги, раздражения, подавленности, обиды;
  • соблюдение строгих, но бессистемных диет, ограничений в пище.

Риск психических расстройств в виде предменструальной дисфории высок в период, связанный с первым менструальным кровотечением. А после полового созревания еще больше увеличивается и выражается депрессией и у девочек, и женщин гораздо старше.

Беременность и время после нее также в числе специфических периодов, когда женщин могут поразить психические расстройства и заболевания. У очень многих, после родов, часто меняется настроение; бывает непродолжительная по времени депрессия (проходит без лечения). Редко последствия последней бывают тяжелыми, с нарушением трудоспособности; совсем редко все заканчивается психотическими расстройствами, воздействующими на разум.

Средний возраст женщин также не лишен для них риска получить тревожное расстройство и нарушение настроения. Возможно заболеть и более тяжелым психическим расстройством, например, шизофренией.

В среднем возрасте возможны сексуально-психические расстройства, вызываемые нарушениями сексуальной функции. Особенно это проявляется, когда женщина лечится антидепрессантами от каких-то расстройств психики. В итоге могут быть разные побочные эффекты, может снижаться половое влечение и пр.

Возникновение психических расстройств часто является следствием наступления менопаузы , в частности, может наступать сильная депрессия. Период рискованный из-за серьезных изменений в семье, жизни. К этому добавляется смена активной роли с воспитания детей на уход за престарелыми родителями.

Старея, женщины подвержены развитию старческому слабоумию; особенно это заметно у тех, кто переживает своего супруга и остается одним. А если у них есть уже соматические заболевания и они их лечат множеством медикаментов, то возможен приход безумия. После 60-летнего возраста высока вероятность опасного психического расстройства – парафрении или бредом, в котором бывает и мания величия, и страх постоянных преследований и пр.

Симптомы психических заболеваний и их диагностика

Признаки психического расстройства – понятие довольно тонкое, постоянно корректируется в конкретике, в проявлениях. Но в нем остается всегда постоянным то, что симптоматика касается нарушений, происходящих в мышлении человека, в его настроении, поведении. Причем все сравнивается с существующими нормами в обществе, в отношениях людей, с тем, как вел себя пациент до болезни, насколько отличаются такие изменения.

У людей, страдающих психическими расстройствами, присутствуют самые разные по характеру и сущности симптомы. Например:

  • среди эмоциональных: чрезмерное чувство счастья и наоборот; несоизмерное восприятие чего-либо; может быть отсутствие чувств вообще на что-то; болезненные ощущения; галлюцинации; патологическая замкнутость;
  • в мышлении: нарушение взаимосвязи в суждениях, в мыслях; отсутствие критической оценки ситуации; чрезмерная оценка или недооценка и себя, и других; бесплодное мудрствование; разорванность речи; ускоренное мышление; навязчивые идеи;
  • в поведении: частые бессмысленные движения; навязчивые действия; половое извращение и пр.

Первое, что делают при диагностике нервно-психических расстройств, – определяют нет ли у пациента какого-либо соматического (телесного) заболевания. Лишь удостоверившись в этом, можно предположить у него проблемы с психикой.

Характерные признаки психического расстройства у женщины, у мужчины или у ребенка выявляют, пользуясь специально разработанными диагностическими тестами. Они разные для различных уровней психических расстройств и конкретных проблем. К примеру, для оценки депрессии существуют шкалы Бека и Занга, существует еще и отдельный опросник. Такая же шкала Занга используется, если есть подозрения на расстройства фобического или тревожного типа. Навязчивые состояния выявляют шкалой Йеля-Брауна. Есть специальный тест, который позволяет выявить отношение к пище.

Некоторые душевные болезни имеют явно выраженные признаки, по которым из и диагностируют. К примеру, симптомы шизофрения включают галлюцинации (псевдо, комментирующие, слуховые) и бред. Причем часто они имеют причудливый характер. В дальнейшем у пациента развивается апатия ко всему, он становится замкнутым, его суждения обо всем отличаются негативизмом.

Причины психических расстройств

Проблемы с психикой могут возникнуть по разным причинам, но затрагивают они один человеческий орган – мозг.

Развитию нервно-психических расстройств способствует наследственность, особенно если к этому добавляются травмы, инфицирования, интоксикации, определенные ситуации, травмирующие психику. Часто началом психического расстройства, в частности, эпилепсии служит повреждение плода еще в утробе матери.

Давно доказана связь алкоголя и психических расстройств. Ситуации могут быть: в пьянстве родителей, потребление спиртного женщиной при беременности. Заболевание может быть итогом попадания вовнутрь организма токсических веществ, проявляться из-за травмирования головы, из-за инфицирования мозга. Токсины, в частности, могут образовываться и в самом организме при болезнях внутренних органов, например, сыпном тифе, бруцеллезе, сифилисе мозга, энцефалитах.

В особенностях психических расстройств наблюдается и «половой» признак. По частоте развитие их больше у мужчин. Причем, они страдают больше алкогольными и травматическими психозами, а вот у женщин это больше депрессия, предстарческий или маниакально-депрессивные психозы.

По возрастному признаку есть группы психических расстройств, присущие только детям; есть такие, которые проявляются только у пожилых людей; есть «привязанные» к конкретному возрасту. Самый опасный, по возможности попасть в число людей с психическими расстройствами, является 20…35-летний возраст. К старости статистика говорит о резком снижении заболеваний, связанных с психикой.

Лечение психических расстройств

В лечении легких и острых психических расстройств используют целый комплекс методов. Среди них применение специальных лекарственных препаратов, психотерапия, подходы соматической направленности в терапии, нетрадиционная медицина и пр.

Психиатрическая помощь включает беседы специалиста с больным, выполнение специально разработанных упражнений. Цель этого: смягчить страдания человека, избавить его от навязчивых мыслей, страха, навалившейся депрессии; помочь ему в приведении к норме своего поведения, избавиться от появившихся в характере плохих черт.

Лекарственная терапия, особенно соматический подход к ней, направлена на приведение организма к нормальному состоянию. Выражается это в том, что пациенту вводят тот химический элемент, которого не хватает в организме и от которого пострадало его психическое состояние. Естественно перед этим проводят исследования, подтверждающие связь химвещества с заболеванием.

Терапия психических расстройств медпрепаратами дает хорошие эффекты. Однако механизм действия большинства лекарств для специалистов не ясен сегодня. Часто медикаменты позволяют лишь убирать признаки заболевания, не устраняя ее причин. Поэтому нередко серьезные психические расстройства, стоит только перестать принимать лекарства, возвращаются к человеку.

В принципе, все описанные в МКБ-10 распространенные психические расстройства сегодня излечимы. Трудности в людях, пораженных ими, которые не только не понимают свою болезнь, но не хотят даже признавать ее наличие.

Профилактика психических расстройств

Существующая концепция борьбы с душевными болезнями включает проведение первичной, вторичной и третичной профилактики. Каждая из них содержит комплекс мероприятий, решающих задачи определенной уровня и направленности. К ним привлекается специалисты, работающие в самых разных направлениях. Это, помимо врачей и психиатров, например, педагоги и социологи, юристы и спортивные тренеры.

В первичную психопрофилактику входит:

  • обучение людей психогигиене;
  • устранение инфекций;
  • улучшение окружающей среды;
  • предотвращение травматизма;
  • исключение удушений и травм плода при родах;
  • выявление людей, которые склонны к душевным болезням;
  • устранение ситуаций, способствующих психическим расстройствам у мужчин, женщин, детей;
  • своевременная психокоррекция психики.

Усилия специалистов во второй психопрофилактике направлены на работу с теми людьми, которые уже подвержены невротическим психическим расстройствам или проблемы с психикой у них находятся в зародышевой стадии. Задача – их выявить и предупредить дальнейшее осложнение в развитии заболевания.

Третичная психопрофилактика – это этап социальной реабилитации больных. Здесь три направления – медицинское, профессиональное и социальное. Медицинская реабилитация психических расстройств предусматривает вылечивание больного при возможности до нормального уровня. Профессиональная – дает ему надежду быть работоспособным, обслуживать себя самому. Социальная – обеспечивает бывшему пациенту условия для нормального общения с окружающими.

Очень важно, в плане реабилитации, развитие специализированных учреждений и структур, занимающихся целенаправленно такими серьезными болезнями.

Психопрофилактика

Профилактика любых заболеваний, в том числе психических, согласно классификации ВОЗ, подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного и приводящих к инвалидизации.

Существуют и другие взгляды на психопрофилактику: первичная психопрофилактика складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень).

Психопрофилактика находится в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, тренеры и специалисты по адаптивной физической культуре, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависят от вида психопрофилактики,. Возможности реальной профилактики существуют лишь для ограниченных групп психической патологии с достаточно изученными этиопатогенетическими механизмами, к которым можно отнести: психогенные расстройства, включая невротические, расстройства личности и поведения, посттравматические и постинфекционные расстройства, некоторые сравнительно редкие формы олигофрении, связанные с наследственными болезнями обмена, например фенилкетонурию.

Для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению. Важное значение имеют борьба с инфекциями и предупреждение травматизма, устранение патогенного воздействия окружающей среды, вызванного экологическим неблагополучием. Первичная профилактика родовых черепно-мозговых травм и асфиксии, которые нередко являются причиной различных, в том числе инвалидизирующих заболеваний (некоторые формы эпилепсии, олигофрении, СДВГ, ядерные формы психопатий и др.), находится преимущественно в сфере деятельности акушеров-гинекологов.

К задачам первичной психопрофилактики относится также выявление лиц с повышенной угрозой заболевания (преморбидно наименее устойчивых) или ситуаций, несущих в себе угрозу психических расстройств для лиц, оказавшихся в них, вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Важную роль при этом играют такие области, как медицинская психология, педагогика, социология. юридическая психология и др., разрабатывающие рекомендации по правильному воспитанию детей и подростков, выбору профессиональной ориентации и профессиональному отбору, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных производственных -итуациях, превентивные меры в отношении семейных конфликтов, профессиональных вредностей и т.д. В качестве профилактических мер наиболее значимая роль принадлежит психологической коррекции.

Психологическая коррекция - это система психологических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) психики, играющих известную роль в возникновении болезней. Психологическая коррекция не направлена на изменение симптоматики и вообще клинической картины болезни, т.е. на лечение. В этом заключается одно из важных отличий ее от психотерапии. Она применяется на донозологическом уровне, когда психическое расстройство еще не сформировалось, а при сформировавшемся психическом заболевании для его лечения применяется психотерапия, которую проводит врач-психотерапевт, имеющий психиатрическую подготовку.

Выявление трудностей поведения у ребенка, не связанных с органической или эндогенной патологией, а являющихся следствием педагогической и микросоциальной запущенности, требует проведения коррекционно-педагогических и социальных мероприятий (воздействие на родителей, оздоровление семейной обстановки и др.), направленных на предупреждение формирования аномальной (психопатической) личности. Ввиду психогигиенического и психопрофилактического значения этих мер они должны проводиться психологами и педагогами при консультации детского психиатра.

Первичная профилактика психических заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие, пока ограничена ввиду того, что этиология и патогенез большинства наиболее тяжелых форм психической патологии до настоящего времени остаются недостаточно ясными. Значение имеет лишь медико-генетическое консультирование. Развитие техники биологических исследований привело к появлению возможности пренатальной диагностики тяжелых врожденных заболеваний головного мозга, сопровождающихся психическим недоразвитием, с помощью специальных методик цитологического исследования амниотической жидкости. Внедрение этих методик в практику должно способствовать значительному расширению возможностей предупреждения наследственных (хромосомно-генетических) заболеваний.

Вторичная психопрофилактика , т.е. раннее выявление и предупреждение неблагоприятного течения психических заболеваний, занимает большое место в работе детских психиатров и психоневрологов. Кроме того, психологи, работающие в дошкольных учреждениях и школах, педагоги и педиатры, знакомые с начальными проявлениями психических расстройств, могут оказать неоценимую помощь психиатрам и психоневрологам в раннем выявлении психических заболеваний. У взрослых пациентов ранние признаки психической патологии призваны выявлять врачи общемедицинской практики, изучающие психиатрию и клиническую психологию в вузе. Их задача - при выявлении у пациента признаков психического расстройства дать ему рекомендации обратиться за консультацией к психиатру, а в случае ургентных расстройств - организовать психиатрическое освидетельствование (консультацию психиатра) без согласия на то самого пациента, руководствуясь Законом «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Задачи врачей-психиатров по вторичной психопрофилактике заключаются в своевременном и правильном лечении больных с ранними проявлениями психических расстройств. Ведущая роль здесь принадлежит комплексной фармакотерапии и психотерапии.

  • Замкнутость
  • Заторможенность мышления
  • Истерический смех
  • Нарушение концентрации внимания
  • Нарушение половой функции
  • Неконтролируемое переедание
  • Отказ от пищи
  • Пристрастие к алкоголю
  • Проблемы с адаптацией в обществе
  • Разговоры с самим собой
  • Снижение работоспособности
  • Трудности в обучении
  • Чувство страха
  • Психическое расстройство – это широкий спектр недугов, которые характеризуются изменением в психике, влияющие на привычки, работоспособность, поведение и положение в обществе. В международной классификации заболеваний, подобные патологии имеют несколько значений. Код по МКБ 10 – F00 - F99.

    Стать причиной появления той или иной психологической патологии может широкий спектр предрасполагающих факторов, начиная от черепно-мозговых травм и отягощённой наследственности и заканчивая пристрастием к вредным привычкам и отравлением токсинами.

    Клинических проявлений болезней, связанных с расстройством личности очень много, к тому же они чрезвычайно разнообразны, отчего можно сделать вывод, что носят они индивидуальный характер.

    Установление правильного диагноза – это довольно продолжительный процесс, который помимо лабораторно-инструментальных диагностических мероприятий включает в себя изучение анамнеза жизни, а также анализ почерка и других индивидуальных особенностей.

    Лечение того или иного психического расстройства может осуществляться несколькими способами – от работы с пациентом соответствующих клиницистов до применения рецептов народной медицины.

    Этиология

    Расстройство личности означает заболевание души и состояние психической деятельности, которое отличается от здорового. Противоположностью такого состояния является психическое здоровье, присущее тем лицам, которые могут быстро адаптироваться в ежедневных изменениях жизни, решать различные повседневные вопросы или проблемы, а также достигать поставленных задач и целей. Когда такие способности ограничены или полностью утрачены, можно подозревать о наличии у человека той или иной патологии со стороны психики.

    Заболевания подобной группы обуславливаются широким разнообразием и многочисленностью этиологических факторов. Однако стоит отметить, что абсолютно все они предопределены нарушением функционирования головного мозга.

    К патологическим причинам, на фоне которых могут развиваться психические расстройства, стоит отнести:

    • протекание различных инфекционных болезней, которые могут либо сами негативно воздействовать на мозг, либо появляться на фоне ;
    • поражение других систем, например, протекание или перенесенный ранее , может вызвать развитие психозов и иных психических патологий. Зачастую они приводят к появлению того или иного заболевания у людей пожилого возраста;
    • черепно-мозговые травмы;
    • онкология мозга;
    • врождённые пороки и аномалии.

    Среди внешних этиологических факторов стоит выделить:

    • воздействие на организм химических соединений. Сюда стоит отнести отравление токсическими веществами или ядами, беспорядочный приём лекарственных препаратов или вредных пищевых компонентов, а также злоупотребление пагубными привычками;
    • продолжительное влияние стрессовых ситуаций или нервных перенапряжений, которые могут преследовать человека как на работе, так и дома;
    • неправильное воспитание ребёнка или частые конфликты между сверстниками приводят к появлению психического расстройства у подростков или детей.

    Отдельно стоит выделить отягощённую наследственность – нарушения психики, как ни одни другие патологии, тесно связаны с наличием подобных отклонений у родственников. Зная это, можно предупреждать развитие той или иной болезни.

    Помимо этого, психические расстройства у женщин могут быть вызваны родовой деятельностью.

    Классификация

    Существует разделение расстройств личности, которое группирует все заболевания подобной природы по предрасполагающему фактору и клиническому проявлению. Это даёт возможность клиницистам быстрее поставить диагноз и назначить наиболее эффективную терапию.

    Таким образом, классификация психических расстройств включает:

    • изменение психики, что было вызвано распитием алкоголя или применением наркотиков;
    • органические психические расстройства – вызванные нарушением нормальной работы головного мозга;
    • аффективные патологии – основным клиническим проявлением является частая смена настроения;
    • и шизотипические болезни – такие состояния имеют специфические симптомы, к которым можно отнести резкое изменение характера личности и отсутствие адекватных действий;
    • фобии и . Признаки таких расстройств могут возникать по отношению к предмету, явлению или человеку;
    • поведенческие синдромы, связанные с нарушением употребления блюд, сна или сексуальных отношений;
    • . Такое нарушение относится к пограничным психическим расстройствам, поскольку зачастую возникают они на фоне внутриутробных патологий, наследственности и родов;
    • нарушения психологического развития;
    • расстройства активности и концентрации внимания – это наиболее характерные психические расстройства у детей и подростков. Выражается в непослушании и гиперактивности ребёнка.

    Разновидности подобных патологий у представителей подростковой возрастной категории:

    Виды психических расстройств у детей представлены:

    • умственной отсталостью;

    Разновидности подобных отклонений у лиц пожилого возраста:

    • маразм;
    • болезнь Пика.

    Психические расстройства при эпилепсии наиболее часто встречаются:

    • эпилептическое расстройство настроения;
    • переходящие психические расстройства;
    • психические припадки.

    Многолетнее распитие спиртосодержащих напитков приводит к развитию следующих психологических расстройств личности:

    • бреда;
    • галлюцинаций.

    Травмирование головного мозга может стать фактором развития:

    • сумеречного состояния;
    • делирия;
    • онейроида.

    Классификация психических расстройств, возникших на фоне соматических недугов, включает в себя:

    • астеническое неврозоподобное состояние;
    • корсаковский синдром;
    • деменцию.

    Злокачественные новообразования могут стать причиной:

    • различных галлюцинаций;
    • аффективных расстройств;
    • нарушения памяти.

    Типы расстройства личности, сформированного из-за сосудистых патологий мозга:

    • сосудистая деменция;
    • церебрально-сосудистый психоз.

    Некоторые клиницисты считают, что селфи – это психическое расстройство, которое выражается в склонности очень часто делать собственные фотографии на телефон и выкладывать их в социальные сети. Было составлено несколько степеней тяжести подобного нарушения:

    • эпизодическая – человек фотографируется более трёх раз в сутки, но не выкладывает полученные снимки для общественности;
    • среднетяжелая – отличается от предыдущей тем, что человек выкладывает фотографии в социальные сети;
    • хроническая – снимки осуществляются на протяжении всего дня, а количество фотографий, выложенных в интернете, превышает шесть штук.

    Симптоматика

    Появление клинических признаков психического расстройства носит сугубо индивидуальный характер, тем не менее все их можно разделить на нарушение настроения, мыслительных способностей и поведенческих реакций.

    Наиболее явными проявлениями подобных нарушений являются:

    • беспричинная смена настроения или появление истерического смеха;
    • затруднённость в концентрации внимания, даже при выполнении простейших задач;
    • беседы, когда вокруг никого нет;
    • галлюцинации, слухового, зрительного или комбинированного характера;
    • снижение или, наоборот, повышение чувствительности к раздражителям;
    • провалы или отсутствие памяти;
    • затруднительная обучаемость;
    • непонимание происходящих вокруг событий;
    • снижение работоспособности и адаптации в обществе;
    • депрессивное состояние и апатия;
    • ощущение болей и дискомфорта в различных зонах тела, которых на самом деле может и не быть;
    • появление неоправданных убеждений;
    • внезапное ощущение страха и т. д.;
    • чередование эйфории и дисфории;
    • ускорение или заторможенность мыслительного процесса.

    Подобные проявления характерны для психологического расстройства у детей и взрослых. Однако выделяют несколько наиболее специфических симптомов, в зависимости от половой принадлежности пациента.

    У представительниц слабого пола могут наблюдаться:

    • нарушения сна в виде бессонницы;
    • частые переедания или, наоборот, отказ от еды;
    • пристрастие к злоупотреблению алкогольными напитками;
    • нарушение половой функции;
    • раздражительность;
    • сильнейшие головные боли;
    • беспричинные страхи и фобии.

    У мужчин, в отличие от женщин, расстройства психики диагностируют в несколько раз чаще. К наиболее распространённым симптомам того или иного нарушения можно отнести:

    • неаккуратность внешнего вида;
    • избегание гигиенических процедур;
    • замкнутость и обидчивость;
    • обвинение всех кроме себя в собственных проблемах;
    • резкую смену настроения;
    • унижение и оскорбление собеседников.

    Диагностика

    Установление правильного диагноза – это довольно длительный процесс, который требует комплексного подхода. В первую очередь клиницисту необходимо:

    • изучить анамнез жизни и историю болезни не только пациента, но и его ближайших родственников – для определения пограничного психического расстройства;
    • детальный опрос пациента, который направлен не только на выяснение жалоб касательно наличия тех или иных симптомов, но также на оценивание поведения больного.

    Помимо этого, большое значение в диагностике имеет способность человека рассказать или описать своё заболевание.

    Для выявления патологий других органов и систем показано осуществление лабораторных исследований крови, мочи, каловых масс и спинномозговой жидкости.

    К инструментальным методам стоит отнести:


    Психологическая диагностика необходима для выявления характера изменений отдельных процессов деятельности психики.

    В случаях смертельного исхода осуществляется патологоанатомическое диагностическое исследование. Это необходимо для подтверждения диагноза, выявления причин появления заболевания и смерти человека.

    Лечение

    Тактика терапии душевных нарушений будет составлена в индивидуальном порядке для каждого пациента.

    Медикаментозная терапия в большинстве случаев предусматривает применение:

    • седативных средств;
    • транквилизаторов – для купирования тревоги и беспокойства;
    • нейролептиков – для подавления острого психоза;
    • антидепрессантов – для борьбы с депрессией;
    • нормотимиков – для стабилизации настроения;
    • ноотропов.

    Помимо этого, широко используется:

    • аутотренинг;
    • гипноз;
    • внушение;
    • нейролингвистическое программирование.

    Все процедуры осуществляются психиатром. Хороших результатов можно добиться при помощи народной медицины, но только в тех случаях, если они будут одобрены лечащим врачом. Список наиболее эффективных веществ составляют:

    • кора тополя и корень горечавки;
    • репейник и золототысячник;
    • мелисса и корень валерианы;
    • зверобой и кава-кава;
    • кардамон и женьшень;
    • мята и шалфей;
    • гвоздика и корень солодки;

    Подобное лечение психических расстройств должно быть частью комплексной терапии.

    Профилактика

    В дополнение необходимо соблюдать несколько несложных правил профилактики психических расстройств:

    • полностью отказаться от вредных привычек;
    • принимать лекарства только по предписанию клинициста и со строгим соблюдением дозировки;
    • по возможности избегать стрессов и нервных перенапряжений;
    • выполнять все правила безопасности при работе с токсическими веществами;
    • несколько раз в год проходить полное медицинское обследование, в особенности тем людям, у чьих родственников есть психические расстройства.

    Только при выполнении всех вышеуказанных рекомендаций можно достичь благоприятного прогноза.

    Профилактический принцип советской медицины положен и в основу психиатрии.

    Психические и нервные заболевания за рубежом в своем большинстве являются результатом неблагоприятных социально-экономических факторов. Причинами, порождающими в капиталистическом обществе психические и нервные болезни, служат беспощадная эксплуатация большинства меньшинством, безработица, бесправное положение трудящихся, нечеловеческие условия труда и быта.

    Развитие социалистического общества в нашей стране привело к устранению многих причин, вызывающих эти заболевания. Навсегда исчезли эксплуататоры, принижавшие личность, выматывавшие физические и духовные силы человека, ставившие его в положение подневольного существа. Конституция СССР гарантирует каждому человеку право на труд, отдых, образование и обеспечение в старости. Все это - исключительно важные предпосылки для предупреждения заболеваний, уменьшения числа психических и нервных расстройств.

    Успехи современной медицины и биологии также способствовали почти полной ликвидации сифилиса, малярии, тифов и ряда других инфекционных заболеваний в нашей стране, что в свою очередь сказалось на уменьшении количества инфекционных психозов - тяжелых осложнений перенесенных инфекций со стороны нервной системы. Проведенные оздоровительные мероприятия на производствах, повышение техники безопасности обусловили исчезновение или резкое уменьшение ряда профессиональных заболеваний, в том числе свинцовых отравлений, интоксикаций угарным газом, тетраэтилсвинцом и другими ядовитыми веществами.

    Таким образом, проделанная профилактическая работа принесла успешные результаты и полностью оправдала ведущий принцип советской медицины - предупреждение болезней.

    Профилактика многих психических заболеваний тесно связана с психогигиеной, т. е. наукой, разрабатывающей мероприятия по сохранению психического здоровья людей. Разработка этих мероприятий требует тщательного изучения влияний многочисленных факторов внешней среды на здоровье. Жизнь человека проходит в общественно полезной деятельности, в труде, и, следовательно, изучение влияния этой деятельности на здоровье должно являться одной из главных задач психогигиены. При правильной организации труда раскрываются во всей полноте все способности человека и труд оказывается непременным залогом психического здоровья и благополучия. В то же время при неправильно организованном режиме трудовой деятельности может наступить переутомление, истощение нервной системы, ослабление устойчивости организма к различного рода неблагоприятным внешним воздействиям. Особое значение приобретает правильное чередование труда и отдыха. Люди, пренебрегающие отдыхом, наносят существенный вред своему здоровью, что способствует возникновению некоторых функциональных расстройств нервной системы, в частности создает благоприятную почву для развития психогенных заболеваний - неврозов и реактивных состояний.

    Не меньшее значение для укрепления психического здоровья человека имеет правильная организация быта. Гигиена жилища, одежды, правильное питание, атмосфера взаимной поддержки и доброжелательства, достаточный сон - все это способствует укреплению физического и психического здоровья.

    Особое значение имеет гигиена умственного труда, в частности разработка правильного режима и распределение нагрузок в учебных заведениях. Важную роль играет соблюдение гигиенических норм умственного труда у взрослых. Известно, что нервные срывы у лиц среднего и пожилого возраста нередко зависят от умственного и эмоционального переутомления. Психическая травматизация, связанная с возникновением тяжелых ситуаций, в которые попадает человек, с неприятными переживаниями, обусловленными этими ситуациями, должна стать объектом борьбы не только для врачей, но и для широкой общественности. Не подлежит сомнению, что борьба с излишней суетой, мелочной опекой над людьми, которую проявляют иные воспитатели и руководители, борьба с бездушием, черствостью, грубостью, бестактностью, хамством является важным звеном в системе психогигиенических мероприятий. Наша общественность обращает постоянное внимание на эту сторону жизни, претворяя в практику священные принципы коммунистической морали.