Домой / Понос / Плохая память в молодом возрасте. Ухудшилась память и внимание, что делать

Плохая память в молодом возрасте. Ухудшилась память и внимание, что делать

Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.

Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.

Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:
  • за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  • за процедурную память миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

Память включает в себя 4 процесса:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.

Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

Слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

Заболевания внутренних органов:

Как улучшить память?

В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение . повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.

  • Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Препараты гинкго билоба Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца.
Детям до 18 лет препараты противопоказаны.
Аминокислоты Глицин, глицисед, глицирам Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев.
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты Аминалон, ноофен Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие.

Лекарственные средства, применяемые по назначению врача
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Ноотропные средства Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев.
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства Энцефабол, пиритинол Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы.
Психостимулирующие и ноотропные средства Фенопропил, Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней).
Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.

Продукты для улучшения памяти

  • Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
  • Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
  • полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
  • Холин – яичный желток
  • Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
  • глюкоза – Мед, шоколад, сахар

Тренировка памяти

  • ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
  • заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
  • запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
  • создание образов

Лечение причин плохой памяти

При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.
  • активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
  • новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
  • не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
  • задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
  • сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
  • задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
  • поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
  • изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
  • развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
  • спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
  • освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.

Почему плохая память у ребенка? (основные причины)

  • Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
  • невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
  • несобранность
  • выборочная память. только то, что интересно
  • регулярные упражнения
  • игровые тренировки в интернете викиум
  • ейдетика

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается
  • значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
  • материал вызывающий эмоции;
  • регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
  • материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
  • образное мышление – представь себе.
  • факты, на которые обращалось пристальное внимание
  • материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
  • осмысленный, структурированный материал
  • группированный материал
  • запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в.
  • стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
  • слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
  • цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
  • даты рождения, даты событий пушкин
что делать
  • определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
  • для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
  • тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
  • расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
  • отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
  • улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
  • больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
  • игра «кулачек - пальчик»
  • тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
  • расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
  • устный счет
  • развивать двигательную память.
  • метод ассоциаций
  • подключение эмоций –
  • создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

Способность сохранять и восстанавливать в сознании прежний опыт, переживания и впечатления - важнейшая функция человеческого мозга. Фактически память - это сам человек. Расстройства пямяти значительно ухудшают качество жизни, и каждый из нас хотел бы сохранить эту высшую психическую функцию на долгие десятилетия. Но не всё зависит от желания человека. Нарушения памяти могут возникать в любом возрасте. Расстройства бывают количественными или качественными. В первом случае происходит выпадение отдельных фрагментов, во втором - возникает путаница из реальных воспоминаний разного времени и воображаемых.

Виды проблем с памятью

Память человека - это комплекс сложных механизмов психики, который, несмотря на внушительный объём исследований, остаётся загадкой для учёных. До сих пор им не удалось определить конкретные участки головного мозга, отвечающие за работу памяти. Традиционно считается, что память является встроенной частью единого психического аппарата, а не отдельной записывающей машиной.

Память обеспечивает фиксацию, хранение и воссоздание различных фактов, знаний и умений.

Степень запоминания отдельно взятого человека определяется совокупностью факторов, таких как побуждение (стимул), эмоциональная составляющая, концентрация внимания, индивидуальные свойства психики. Даже незначительное нарушение способности к запоминанию сопряжено с ощутимым дискомфортом.

В нашем мозге отсутствует специализированный участок, отвечающий сугубо за функцию памяти

Основные виды нарушений памяти перечислены ниже:

  1. Амнезия. Провалы в памяти относительно недавних важных событий или фрагментарные воспоминания. Потеря памяти в этом случае часто бывает временной. Восстановление воспоминаний происходит в хронологическом порядке. События, предшествующие амнезии, чаще всего утрачиваются памятью навсегда. Виды:
    • диссоциативная амнезия - утрата воспоминаний об эмоционально травмирующих событиях, относится к разновидностям природных свойств памяти, вытесняющих болезненные воспоминания в сферу бессознательного; воспоминания возможно восстановить с помощью работы с психоаналитиком или благодаря гипнозу;
    • ретроградная амнезия - потеря фрагментов памяти на события, произошедшие непосредственно перед травмой черепа;
    • антероградная амнезия - утрата воспоминаний, следующих за травмой или стрессом;
    • фиксационная амнезия - неспособность запоминания и воспроизведения текущих событий, совпавших с травмой.
  2. Гипомнезия. Врождённое или приобретённое прогрессирующее ухудшение памяти. Снижение способности к запоминанию и воспроизведению цифровых, терминологических данных, названий, имён. У пожилых людей характеризуется постепенной утратой воспоминаний от настоящего к прошлому.
  3. Гипермнезия. Патологически гипертрофированная способность к запоминанию, часто относящаяся к определённым видам или формам памяти (запоминание излишних деталей, информации, не несущей смысловой нагрузки и т. д.).
  4. Парамнезия. Качественное искажение памяти, для которого характерны ложные или спутанные воспоминания разных времён, а также событий реальных и выдуманных. Виды парамнезий:
    • конфабуляция - ложные воспоминания или комбинации реально имевших место событий с вымышленными, когда больной повествует о ранее будто бы совершённых поступках, достижениях, несуществующем богатстве или преступных деяниях;
    • псевдореминисценция - путаница воспоминаний, когда больной замещает забытое недавнее событие фактами, что имели место в далёком прошлом;
    • криптомнезия - подмена собственных воспоминаний сведеньями, полученными из книг или других информационных источников, приписывание себе чужих идей творчества (невольный плагиат);
    • эхомнезия - восприятие происходящего как ранее уже пережитого в реальности или во сне, в качестве продолжения этих событий;
    • палимпсест - выпадение из памяти фрагментов происходившего во время алкогольного опьянения.

Причины расстройств памяти

Бывают совершенно разные причины для ухудшений памяти. Наиболее распространённые включают: синдром хронической усталости, психическое истощение, травмы головы, возрастные изменения, старческие деменции, алкогольную зависимость, токсические отравления организма, дефицит микро- и макроэлементов. Конкретные причины более характерны для тех или иных возрастных категорий.

У детей

Расстройства памяти у детей могут быть вызваны врождёнными или приобретёнными состояниями. К первым относится задержка или неполное психическое развитие, ко вторым - проблемы с запоминанием информации, амнезия как следствие получения травмы, психической болезни, перенесённой комы.

Фрагментарные нарушения памяти в детском возрасте чаще всего обусловлены совокупностью ряда факторов, включая нездоровую психологическую атмосферу в семье или дошкольном/школьном учреждении, хроническую повышенную утомляемость (иногда по причине частых респираторных инфекций), недостаточное поступление в организм витаминов и макроэлементов.

В молодом и среднем возрасте

Во взрослом возрасте причин для расстройства памяти также достаточно. Начиная с хронического стресса на работе и в семье, оканчивая серьёзными неврологическими заболеваниями (идиопатический синдром паркинсонизма) и поражением головного мозга (энцефалит). Связаны с частичной утратой функции памяти и психические болезни, в их числе - неврозы, депрессивные расстройства, шизофрения.

Существенное влияние на функцию памяти оказывает поражение сосудов головного мозга и недостаточность его кровообращения. Сюда можно отнести заболевания эндокринной системы (диабет, дисфункция щитовидной железы), сосудов, хронически повышенное АД.

У пожилых

В старости основная часть расстройств памяти связана с нарушением мозгового кровообращения в результате возрастного износа сосудистой системы. Метаболический процесс в нервных клетках также терпит негативные изменения. Одна из наиболее распространённых причин серьёзных проблем с памятью у возрастных пациентов - болезнь Альцгеймера.


Болезнь Альцгеймера - нейродегенеративное заболевание, которое постепенно поражает различные аспекты памяти

Естественный процесс старения сопровождается снижением остроты памяти, но происходит это достаточно плавно. В первую очередь пожилому человеку становится всё сложнее запоминать недавние события. При этом память на далёкое прошлое может сохраняться весьма ясной, старик помнит давно происшедшее в деталях. Участившаяся забывчивость нередко провоцирует страх и неуверенность в себе у людей в летах, а также тревогу и даже депрессивные состояния.

Как бы там ни было на ухудшение запоминаемости предъявляют жалобы не менее половины людей после 65 лет. Тем не менее немолодые люди нечасто сталкиваются с ощутимым дискомфортом благодаря медленному протеканию процесса старения. При резком и стремительном ухудшении памяти высок шанс на развитие старческой деменции, если вовремя не предприняты спасительные меры.

Симптомы при ухудшении памяти

Симптомы, которые вызывают подозрение на проблемы с запоминанием и могут расцениваться как проявления ухудшения когнитивной (познавательной) функции, включают:

  • снижение концентрации внимания (неспособность сосредоточиться и зафиксировать внимание на теме или объекте более или менее продолжительное время);
  • снижение способности переключения внимания (чрезмерная фиксация на одной теме и повторяющийся возврат к ней после короткого отвлечения);
  • состояние заторможенности;
  • систематические нарушения повседневного распорядка дня;
  • признаки апатии или депрессивного состояния (потеря аппетита, суицидальные настроения).

Диагностика при проблемах запоминания

Диагностику нарушений памяти проводит невропатолог. Существуют различные диагностические методики для выявления нарушений памяти. Важно понимать, что всё они стандартизированны, а свойства памяти у каждого индивидуума имеют свои особенности. Понятие нормы является довольно условным. Но очевидные нарушения определить с помощью ниже приведённых методов более, чём реально.

Сначала врач предлагает пациенту просмотреть набор из нескольких десятков карточек с изображениями разных предметов. Просмотр карточек осуществляется довольно бегло, после чего испытуемый должен назвать максимальное число предметов, которые он смог запомнить, в хаотичном порядке. Оценив процент правильных ответов, врач делает вывод о состоянии памяти пациента. Если пациенту удалось запомнить около 2/3 всех изображений (например, 20 из 30), то такой результат соответствует норме и с памятью у человека проблем не имеется.


Диагностика образной (визуальной) памяти проводится при помощи карточек с изображениями

Затем пациенту может быть предложен второй набор карточек, с которым потребуется проделать аналогичные действия. Резкие различия в результатах выявят сниженную способность концентрации внимания и запоминания (мнестическая функция).

Подобным образом проверяется не только зрительная, но и слуховая память, только картинки не показывают, а озвучивают вслух изображённые на них предметы. Если пациенту удалось воспроизвести около 60–70% информации, это говорит об отличном результате.

Ещё один метод проверки памяти - это перечисление не связанных между собой слов в определённой последовательности (2–4 повтора). Пациента просят озвучить запомнившиеся слова сразу после теста и через 30 минут. Фиксируются правильные ответы, по которым можно сделать выводы о степени внимания испытуемого. Аналогично могут использоваться искусственные слова, лишённые смысловой нагрузки. Если пациенту удалось запомнить более половины из 10–20 слов, то его функция запоминания соответствует норме.

При подозрениях на серьёзные органические нарушения, связанные с сосудами головного мозга, применяются диагностические методы нейровизуализации: КТ или МРТ. Магнитно-резонансная томография, как метод выбора при подозрении на болезнь Альцгеймера, выявляет характерные признаки дегенеративного процесса в мозге:

  • снижение количества серого вещества;
  • увеличение полости желудочков мозга;
  • обнаружение включений (бляшек) на стенках артерий.

Принципы коррекции и лечения в зависимости от причин

Методы лечения и коррекции когнитивных расстройств напрямую зависят от установленного диагноза. Нарушение мозгового кровообращения - острое и хроническое - возникают как следствие заболеваний сердца и сосудистой системы. Следовательно терапия в этом случае нацелена на борьбу с такими патологиями, как сердечные болезни, гипертония, атеросклероз сосудов головного мозга.

В условиях развития атеросклероза, который оказывает влияние на объём движения крови по сосудам, необходимо назначение препаратов, препятствующих образованию тромбов (Клопидогрел, Ацетилсалициловая кислота).

Если установлено, что у человека значительно превышены показатели , не корректирующиеся с помощью диеты, то необходим приём препаратов, снижающих уровень липидов, или жиров (Аторвастатин, Симвастатин).

Важно устранить факторы, снижающие кровоснабжение головного мозга, такие как курение, малоподвижный образ жизни, избыточный вес, сахарный диабет.

Состояние недостаточности кровоснабжения головного мозга опасно гибелью клеток в результате сужения или закупорки мелких сосудов. В этом случае уместно назначение нейропротекторной терапии. Такое лечение обеспечивается специальной группой препаратов под названием ноотропы. Эти лекарственные средства повышают устойчивость головного мозга к разнообразным вредным воздействиям, таким как избыточная нагрузка или кислородное голодание. Они представлены нейропротекторами и ноотропами прямого действия. К первым относятся такие группы лекарств:


Ноотропные средства прямого действия включают:


Натуральным растительным средством, обладающим ноотропным действием, считается экстракт гингко билоба. Препараты на основе этого растения обладают выраженным эффектом, нормализующим кровообращение головного мозга. Настойки женьшеня и лимонника китайского применяют для общего поднятия сосудистого тонуса при склонности к пониженному АД.

Комбинации ноотропов с антидепрессантами или успокоительными средствами назначаются при сопутствующей дисфункции со стороны вегетативной нервной системы. В этом случае показано обследование эндокринной функции с целью выявления возможных нарушений в работе щитовидной железы.

Ноотропные средства применяют в лечении расстройств памяти различного происхождения, но обязательно в комбинации с терапией основного заболевания.

Как тренировать память

Человеческий мозг, как и мышцы нашего тела, нуждается в постоянных тренировках для поддержания когнитивных функций на должном уровне. Здоровому человеку достаточно уделять всего 5 минут в день упражнениям на развитие памяти.

Один из наиболее доступных и эффективных методов тренировки памяти и мышления - решение арифметических задач. Начать можно с простых примеров:

  • 487–93 =?
  • 235:5 =?
  • 27*6 =?

Решать примеры и задачки необходимо в уме, не используя вспомогательные электронные девайсы. Математические вычисления ускоряют функции мышления и анализа. Размышляя над арифметическими задачками, вычисляя проценты скидок в сезон распродаж, подбивая сумму чека без калькулятора, мы тем самым обеспечиваем хорошую тренировку нашему мозгу.


Специальные техники позволяют с лёгкостью запоминать слова, цифры, пиктограммы, тренировать воображение

Отличным упражнением для памяти является запоминание случайных чисел, номеров телефонов, совокупности предметов, слов, не связанных между собой по смыслу. Для облегчения задачи можно выстраивать различные ассоциативные ряды, которые помогают логически группировать те или иные слова, символы. Например, цифра 0 (ноль) визуально напоминает яйцо, цифра 1 - свечу, 4 - парусник, а 8 - снеговика. В графическом изображении таких слов или цифр могут использоваться различные цвета. Запомнить не только символ, но и его цвет - задача более сложная, не для новичков.

Коррекция образа жизни

Состояние памяти, особенно с возрастом, во многом определяется генетическими данными, включая склонность к определённым заболеваниям, таким как деменция по альцгеймеровскому типу. Но не менее важную роль играет образ питания и способ жизни. Ниже приведено несколько научно обоснованных советов, позволяющих поддерживать свои когнитивные способности в любом возрасте:

  1. Ограничьте употребление сладкого. Большое количество сахара в рационе может стать причиной различных проблем со здоровьем, в том числе ухудшения когнитивной способности мозга. У людей, регулярно злоупотребляющих сладкими напитками и кондитерскими изделиями, уменьшается объём мозга, в частности, участка, ответственного за кратковременную память. Сократив количество вредных углеводов, можно улучшить не только состояние памяти, но и общее здоровье.
  2. Принимайте диетические добавки на основе рыбьего жира. Полиненасыщенные жирные кислоты (эйкозапентаеновая кислота омега-3 и докозагексаеновой кислота), которыми богат рыбий жир, защищают сердце от заболеваний, вызванных избыточным повседневным стрессом и тревогой; снижают воспалительную реакцию в организме. Согласно клиническим исследованиям, длительный - не менее года - приём концентрированных добавок рыбьего жира значительно улучшает состояние оперативной и эпизодической памяти у людей после 65 лет с умеренным когнитивным расстройством.
    Рыбий жир содержит полиненасыщенные жирные кислоты, которые защищают наше сердце, сосуды и мозг
  3. Займитесь практикой медитации. Техники медитации отлично снимают напряжение и расслабляют. По некоторым данным, практикование медитативных техник повышает объём серого вещества, содержащего нейроны. Возрастные изменения приводят к уменьшению серого вещества в мозге, что негативно влияет на функции познания и памяти. Психические упражнения обостряют краткосрочную память и улучшают показатели визуально-пространственной рабочей памяти в любом возрасте.
    Регулярная практика медитации повышает объём серого вещества в мозге в любом возрасте
  4. Нормализуйте массу тела. Как демонстрируют многие клинические исследования, ожирение существенно повышает риск снижения когнитивной деятельности. Любопытно, что ожирение фактически может стать причиной генетических изменений, связанных с функцией памяти. Избыточный вес также неизменно приводит к инсулинорезистентности и росту уровня , что становится причиной диабета 2 типа. Ожирение относится к существенным факторам риска развития деменции по альцгеймеровскому типу.
  5. Тренируйте внимательность и осознанность. Самоосознанность - это психическое состояние фокусировки на текущем моменте, внимательное отношение к собственным ощущениям от окружающего пространства. Практиковать осознанность можно в рамках медитации или отдельно, как некую умственную привычку, навык. Осознанность эффективно снижает стресс и способствует повышению концентрации внимания.
  6. Не игнорируйте физическую активность. Для здоровой работы мозга важно заниматься не только психическими практиками, но и регулярно посвящать время занятиям спортом. Так, даже несложные ежедневные занятия по 15–20 минут на стационарном велотренажёре заметно улучшают когнитивные возможности мозга у людей от 18 до 95 лет, согласно исследованиям. Тренировки усиливают выработку нейропротекторных белков и улучшают рост и развитие нейронов, что уменьшает риск наступления деменции в позднем возрасте.

Профилактика

Следование правилам здорового образа жизни - лучшая возможность избежать ухудшения памяти раньше срока. Важную роль играет своевременная терапия системных заболеваний, включая сахарный диабет, артериальную гипертензию. Необходимо внимательно относиться к режиму дня, чередуя работу с отдыхом, обеспечивая ночной сон не менее 8 часов, чтобы органы и системы успевали восстанавливаться.

Не следует злоупотреблять низкокалорийными диетами. Мозг для своей деятельности потребляет не менее 1/5 энергетических поступлений от приёмов пищи. Другое дело, что рацион важно выстраивать сбалансированный, где основными продуктами будут овощи, цельнозерновые злаки, жирные сорта рыбы. Большое значение имеет гидратация организма. Дневная норма потребления жидкости составляет около 2–2,5 л для человека среднего телосложения. В качестве основного напитка лучше предпочесть питьевую или минеральную воду.

В пожилом возрасте важно продолжать поддерживать социальную активность, интересоваться новостями, читать книги и газеты, общаться с близкими - это значительно повысит шансы на сохранение когнитивной функции в норме до глубокой старости.

Причины ухудшения памяти: видео

Существует множество простых, весёлых и эффективных способов поддерживать когнитивные функции мозга в отличном состоянии. Но любая методика должна быть основана на научном подходе. Совмещая правила здорового образа жизни, физическую активность и регулярную тренировку психических функций, можно быть уверенным в том, что память не подведёт вас до глубокой старости.

Считается, что проблемы с памятью возникают у пожилых людей. Но на самом деле эта проблема есть у каждого 4 жителя планеты. Не стоит волноваться, если забыли адрес или имя малознакомого человека. Такая забывчивость относится к избирательности памяти. Мозг не запоминает то, что вы не стараетесь запомнить.

Но когда вы не в состоянии вспомнить события вчерашнего дня или не можете запомнить, что происходит непосредственно в настоящее время, это уже серьезная проблема. С такими симптомами нужно срочно обратиться к врачу.

Проблемы с памятью у современного человека могут возникнуть в любом возрасте. Причины самые разные, начиная от отсутствия постоянной тренировки до серьезных проблем со здоровьем.

Самыми очевидными причинами ухудшения или даже полной потери памяти являются: травма мозга, инсульт (когда нарушено кровообращение мозга), опухоль головного мозга, поражение метастазами, инфекционные болезни (менингит, энцефалит).

Также ухудшение памяти может быть «предупреждением» организма о приближающемся рассеянном склерозе, болезни Паркинсона или Альцгеймера. Как бы там ни было, лучше всего обратиться к специалисту для прояснения ситуации.

Следующую причину ухудшения памяти можно связать с некоторыми заболеваниями внутренних органов. К таким заболеваниям относятся:

  • Болезни сердечнососудистой системы, когда нарушена правильная подача крови.
  • Некоторые болезни почек (учеными доказана взаимосвязь между проблемами почек и вербальной памятью).
  • Нарушение обмена веществ.

Отрицательно влияют на память и неблагоприятные факторы внешней среды:

  • Нехватка нужных витаминов. Для качественной работы мозга и памяти необходимы полезные вещества, в том числе жизненно необходимы витамины группы B.
  • Колоссальные информационные перегрузки. В современном мире наш мозг оказывается под «бомбежкой» хаотичной и часто ненужной информации.
  • Стресс блокирует процессы, связанные непосредственно с памятью.
  • Отсутствие качественного сна. Во сне восстанавливается весь организм и мозг тоже.
  • Нездоровая пища, в том числе тонизирующие напитки.

Еще одной причиной ученые называют постоянную интоксикацию организма. Вот что может отравлять наш мозг:

  • Курение. Вещества, которые поступают с дымом в наш организм, практически «разъедают» мозг, и в связи с этим память существенно снижается.
  • Прием алкоголя и наркотиков очень сильно повреждает серотониновую систему головного мозга.
  • Отравление тяжелыми металлами, такими как свинец, ртуть.
  • Употребление некоторых групп лекарственных препаратов: антидепрессанты, антигистаминные, холинолитики.

Последняя причина – это возрастные изменения в центрах головного мозга. Стенки кровеносных сосудов в мозге с возрастом теряют свою эластичность и могут «трескаться», вызывая мелкоточечные кровоизлияния в разных отделах мозга. Также «старческие болезни», такие как рассеянный склероз, тоже провоцируют потерю памяти.

Профилактика ухудшения памяти, тренировка внимания

Как же можно себя уберечь от такой «неприятности», как потеря памяти? Если ухудшение качества памяти не связано с какими-то серьезными проблемами по здоровью, тогда можно попробовать несколько работающих способов «вернуть память». Качественный сон, здоровая пища и отказ от вредных привычек будет первым шагом для восстановления памяти.

Жалобы на память не всегда связаны с какими-либо нарушениями. Большие потоки информации, получаемой человеком, не принимается всерьез и запоминается мимолетно. Как говорится, «слушается вполуха». Мозг считает такую информацию несущественной и отбрасывает ее как ненужную. Поэтому, в этом случае можно не беспокоиться.

Что касается невнимательности, то её проявления свойственны людям в возрасте, но в настоящее время встречаются и у достаточно молодых людей. Борясь с синдромом невнимательности, необходимо работать над собой, фокусировать внимание на важных деталях, научиться считать в уме, записывать происходящие события в дневник.

Ежедневная тренировка в виде освоения новой информации, анализ изученного материала и окружающего мира заставят мозг работать, как спортсмен заставляет свои мышцы работать постоянными тренировками.

Изучение иностранных языков, разучивание новых песен, «зубрежка» стихотворений и произведений литературы, изучение культур народов мира и многое другое вернет мозгу тонус. Все новое и интересное, если проявить настойчивость и терпение, обязательно начнет постепенно откладываться в памяти, и со временем «натренированный» мозг начнет запоминать все больше и больше информации.

Всем привет, друзья! Вы довольны состоянием своей памяти, концентрацией внимания? Может, в последнее время наблюдаете их ухудшение? Если так, не огорчайтесь и не спешите в аптеку за лекарствами. Сначала стоит разобраться с причинами ухудшения мозговой деятельности. Сегодня предлагаю поговорить на эту трепетную тему, а заодно узнать, какие методы лечения взять на заметку, если ухудшилась память и внимание. Что делать в этом случае?

По сути, ухудшение (резкое снижение) памяти, рассеянность и забывчивость свидетельствуют о нарушении одной из функций головного мозга. Общее медицинское название этих заболеваний – астенический синдром.

Разумеется, при резком снижении концентрации внимания и действительно плохой памяти нужно, не затягивая, идти к своему лечащему врачу. Даже если вы избегаете медикаментозного лечения, поход в клинику нужен хотя бы для точного диагностирования болезни. Не пренебрегайте этим.

Бывает, напротив, человек слишком тревожится по поводу своего самочувствия и по поводу плохого запоминания в том числе. В этом случае целесообразно приостановиться, успокоиться эмоционально и хорошенько подумать, вызывает ли объект запоминания интерес. Ведь, в сущности, проблема «плохой» памяти может быть вызвана именно отсутствием интереса. Тогда стоит проверить память на чем-то более интересном.

Эффективная методика по улучшению памяти и внимания

Среди эффективных практик для естественного восстановления мозговой деятельности различают корректное повторение информации, ассоциации и развитие различных впечатлений от нее, грамотное извлечение информации из памяти. Все методы условно можно разложить по уровням – от простейших до сложных. Главное, что тренировать собственную память реально, это под силу каждому из нас.

Вот так, друзья. Учитесь управлять памятью и делитесь своим опытом на эту тему в комментариях. Жду ваши мнения по поводу уже опробованных препаратов и различных практик для мозга.

Также для при ухудшении памяти рекомендуется пропить курс витаминов. При отсутствии противопоказаний, препараты с концентрацией йода и эти натуральные витаминно-минеральные комплексы действительно помогут предотвратить развитие той или другой болезни нервной системы.

С вами был Денис Стаценко. Увидимся

Причины ухудшения памяти можно разделить на пять групп.

1. Поражения головного мозга

Все знают, что память «живет» в мозге. Но где именно?
Это, смотря, что мы ищем. Если долговременную память, то за нее отвечает кора. А вот в гиппокампе, расположенном глубоко в височных отделах, «сидят» механизмы перевода информации из кратковременной в долговременную память. Вообще, центров памяти в мозгу очень много, поэтому любое поражение этого органа может привести к ухудшению памяти. Поэтому наиболее частыми причинными в этой группе являются:
а) черепно-мозговая травма . Тут все просто: куда бы ни пришелся удар, вероятность его отрицательного влияния на какой-либо из центров памяти очень велика.
б) инсульт (нарушение мозгового кровообращения ). Кровь не поступает, центры памяти перестают полноценно функционировать. Более того, исследование голландских ученых из медицинского центра St Radboud показало, что память может ухудшиться, даже если именно ее зона – как правило, височная доля, – не была повреждена.
в) онкология . Сформировавшееся новообразование (даже доброкачественное) оказывает давление на смежные с ним области головного мозга. Кроме того, нередки случаи метастазирования в другие части органа.
г) инфекционные заболевания (энцефалит, менингит ). Воспалительные процессы, протекающие в головном мозге, отрицательно влияют как на отдельные центры памяти, так и на весь мозг в целом.

2. Заболевания других органов

Память может ухудшиться и в результате заболеваний других органов:
а) Заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы в целом (даже если это «всего лишь» повышение артериального давления). Кровоснабжение головного мозга ухудшается, следственно, он перестает выполнять свои функции полноценно.
б) Заболевания внутренних органов (почки, печень, лёгкие и т.д. ) На всех органах останавливаться не станем, поговорим лишь о почках. Ученые из США обнаружили, что заболевания почек являются причиной снижения когнитивных функций, в т.ч. ухудшения вербальной памяти.
Исследование проводилось на основании измерения скорости клубочковой фильтрации (GFR – определяет очистительную способность почек ) и уровня креатинина (конечного продукта обмена белков ) в крови. После пяти лет наблюдения была отмечена закономерность: память добровольцев ухудшалась прямо пропорционально увеличению уровня креатинина в крови и снижению скорости клубочковой фильтрации, т.е. при прогрессировании почечных заболеваний.
в) Нарушение обмена веществ . Для хорошей работы мозга необходимо, чтобы он получал все необходимые вещества. Как только обмен веществ всего организма нарушается, мозг начинает испытывать дефицит в них и перераспределять свои «ресурсы», причем центры памяти стоят далеко не в начале «очереди».

3. Неблагоприятные факторы внешней среды

К таким факторам относятся:
а) информационные перегрузки . У каждого человека есть свой «предел», и как только мозг получает бОльший объем информации, чем может переработать, он «зависает». Причем информация может быть не целенаправленно получаемой, а «хаотично бомбящей»: окружающая среда сейчас насквозь пронизана информационными потоками.
б) нехватка витаминов . Для отличной работы мозга важны, безусловно, многие витамины, но главенство занимает группа В. Эти витамины:
поддерживают работу ЦНС;
защищают клетки головного мозга от стрессов, перегрузки и преждевременного старения;
участвуют в кислородном обмене;
снижают показатели свертываемости крови;
участвуют в синтезе некоторых нейромедиаторов, запускающих нервные импульсы между нейронами.
И если все это обеспечивает функционирование головного мозга в целом, то последнее связано с памятью напрямую: нет импульса, нет работы мозга, нет памяти.
в) стрессовые ситуации . В университетах Калгари и Эксетера доказали, что стресс (но не легкий, а именно предельный ) блокирует физиологические процессы, связанные с памятью. Несмотря на то, что исследование проводилось на улитках Lymnaea stagnalis, результат довольно показателен: выдержав огромное количество раздражающих факторов, подопытные забыли абсолютно все, чему их научили ранее. Кроме того, если один стрессовый момент всего лишь понижает качество памяти, то «массированная» стрессовая атака создает кумулятивный эффект, и информация вообще перестает задерживаться в памяти.
г) недостаток, неполноценность сна . Во сне организм, в т.ч. мозг, восстанавливается: взамен погибших растут новые клетки. Соответственно, чем качественнее и продолжительнее сон, тем дольше и результативнее осуществляется восстановление. В противном случае мозг не успевает «отдохнуть», теряет способность как запоминать, так и вспоминать.
д) вредная пища . Многие продукты питания хранятся, готовятся в алюминиевой посуде. Пищевые красители также содержат алюминий. В итоге, потребляя продукты «алюминизированной» промышленности, человек обеспечивает своему организму избыток алюминия, который, кстати, крайне медленно и трудно выводится. Как следствие, появляются головные боли, мышление становится вялым, а память ухудшается.
Свой вклад вносят и «стимуляторы» вроде энергетических и тонизирующих напитков. Стимуляция, конечно, дает краткосрочный эффект, но при регулярном употреблении мозг становится «ленивым».

4. Хронические интоксикации

К причинам этой группы относятся:
а) курение . Оно практически «разлагает» мозг, нарушает способность к рассуждению, обучению, ухудшает память. Причем пагубно влияет не только активное, но и пассивное курение. Ученые из Нортумбрийского университета, проводившие исследование на трех группах добровольцев (курильщики, постоянно дышащие дымом, редко контактирующие с дымом ), доказали, что нормальные характеристики памяти наблюдались лишь в самой здоровой группе, в то время как у курильщиков этот показатель снижен на 30% , а у пассивно курящих – на 25% .
б) злоупотребление алкоголем или полный отказ от него . Специалисты University College London доказали, что употребление более 36 г чистого спирта в день ведет к раннему ухудшению памяти, а вот употребление до 20 г спирта в день такие изменения не провоцирует. Любопытно и то, что для памяти вреден полный отказ от алкоголя. Таким образом, оптимальным «графиком» употребления спиртного являются 2-4 бокала вина в неделю.
в) наркомания . Даже при однократном приеме наркотики могут нанести непоправимый вред мозгу. Например, после разового приема «безобидного» экстази – самого нейротоксичного синтетического наркотика – серотониновая система мозга повреждается настолько, что уже никогда не сможет восстановиться полностью. Некоторые наркотики действуют и после прекращения их употребления. В любом случае эти вещества нарушают саму систему передачи импульсов, вмешиваются в порядок получения, отправления и обработки информации нервными клетками.
г) интоксикация тяжелыми металлами (свинец, ртуть, талий, медь, марганец ).
Свинец занимает лидирующую позицию среди причин промышленных отравлений, ведь мест его применения очень много: свинцово-плавильные заводы, производство аккумуляторов, типографии, изготовление свинцовых красок, этилированного бензина, керамических изделий, хрустального стекла и др. Кроме того, угроза поражения свинцом есть и вблизи крупных автодорог.

У ртути же есть три основных источника:
Амальгама (в зубных пломбах ). Пломба среднего размера содержит 750 000 мкг ртути, из них 10 мкг высвобождается ежедневно. Плюс ртуть выделяется быстрее, если амальгаму нагреть до температуры горячего чая.
Вакцины. Мертиолят – органическое соединение ртути – имеется в вакцинах против гриппа, гепатита В, АКДС и является более опасным, чем ее пары.
Рыба. Содержащаяся в ней ртуть уже прореагировала с защитными молекулами, и существенной опасности для здоровья не представляет. Но все-таки переедать тунца не стоит.
Кроме того, потенциальными источниками ртути в доме являются термометры, термостаты, ртутные переключатели и барометры.
д) злоупотребление лекарственными препаратами . Ухудшение памяти является побочным действием множества препаратов. Если же данными лекарствами злоупотреблять, создастся кумулятивный эффект, что особенно сильно проявляется после приема транквилизаторов, седативных препаратов.
В список таких фармгрупп также входят нейролептики, холинолитики, «сердечные» капли, барбитураты, холинолитики, антидепрессанты, антигистаминные препараты.

5. Возрастные изменения организма

Основные изменения, влияющие на ухудшение памяти в пожилом возрасте, – склеротические: стенки сосудов мозга, прочих тканей и органов постепенно лишаются эластичности, становятся жесткими. Кроме того, сужается просвет сосуда, развиваются микроинсульты (кровоизлияния, хоть и мелкоточечные, в разных долях мозга). Дополнительной причиной является изменение мозга, нарушающие качество сна: префронтальная кора теряет свой объем. Если добавить к этому множество заболеваний мозга, называемых «старческими» (болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона ), ухудшение памяти с возрастом становится очевидным.